Найти тему
Traveling Musician

«Ширли-мысли, шир-манирли, мур-мур-кин»

Решила пересмотреть этот фильм Владимира Меньшова только затем, чтобы сразу после него глянуть новый выпуск у Дудя: https://youtu.be/QAvHuGRTL0A

Фильм «Ширли-мырли» во время первого просмотра несколько лет назад вызвал у меня больше отвращения, чем позитивных эмоций. Грустно как-то это всё на экране. Режиссёр, создавший оскароносный фильм «Москва слезам не верит», обратился к фарсу, карикатуре, шаржу. Великие, талантливые и обаятельные советские актёры низвергаются со своих заслуженных пьедесталов, произнося бранные слова, без конца попивая водку в фильме и вообще играя сомнительные роли.

Во второй раз я решила посмотреть этот фильм иначе. Простите, но сейчас я ржала, как конь. Редко какой фильм заставляет меня плакать, как и смеяться так много и часто. Я смеялась абсолютно над всем: сюжет, визуальный ряд, актёрская игра, реплики. Кажется, здесь собрана дичайшая концентрация анекдотов про всё подряд: от «встретились однажды русский, еврей и цыган» до задорновских шуток про американцев; от туалетного юмора и вопиющих пошлостей ниже пояса и ниже плинтуса до кривляния (вспомните «сурдопереводчика»!) и моментов, когда кто-то смешно падает, куда-то врезается, оговаривается или говорит откровенный бред. Это не просто безумие, это какой-то раблезианский карнавал (привет литературоведам, которые помнят лекции по Бахтину!). Все поют, танцуют на столах, а в это время происходит полная анархия - а может, это и есть свобода?

У Дудя очень много внимания, естественно, уделяется политической составляющей в фильме: взгляду на 90-е как на время свободы и возможностей, что сейчас часто приукрашивается и романтизируется многими людьми. Не буду спорить насчёт этого - я была слишком маленькой, чтобы адекватно оценить, как проходили 90-е в моей семье, а уж тем более не смогу делать какие-либо обобщения на уровне всей страны. Возможно, Меньшову удалось хоть немного передать закон и беззаконие того времени, неприятие других национальностей (расизм, шовинизм, антисемитизм), отношение к журналистам и телевидению при декларируемой свободе слова и многие другие очень интересные и сложные моменты. Может быть, этот фильм и правда недооценённый шедевр?