Добрейшего всем дня! Обычно написание вступительного слова у меня не вызывает затруднений, особенно если я знакома с мастером лично. Да и только при виртуальном общении обычно мгновенно вырисовывается пара абзацев, характеризующих человека. А вот сегодня я призадумалась.
Что я знаю о нашей сегодняшней гостье? Талантлива? Бесспорно да, мимо ее работ ни разу не удалось пройти равнодушно. Отзывчивая? Однозначно, об этом прямо говорит ее активное участие в темах помощи, которые время от времени появляются в нашем бисерном сообществе. Любящая этот мир и природу? Тоже бесспорно да, достаточно посмотреть на фотографии в ее профиле в ВК. Но почему-то не покидает ощущение, что все написанное выше - только крохотная верхушка огромного айсберга, но не ледяного, а теплого и душевного.
Вывод для себя: надо больше общаться))) А сегодня и у вас появилась возможность узнать поближе этого талантливого мастера. У нас в гостях Зоя Сазонова.
Кто сыграл (или что сыграло) самую большую роль в твоем становлении как творческой личности?
Да я вообще не творческая личность. Творческие личности – это вон, художники, которые у нас выставляются. А я так, условно... Но если представить себя творческой личностью, то, наверное, наволочка с мулине, найденная в детстве, diary.ru и Марья Царькова. Вышивать я начала лет в четырнадцать (с салфеточки для мамы в честь 8 Марта), плела пару лет ещё в университете – и продолжала вышивать. Потом долгий перерыв, а потом Марья начала вышивать бисером, я посмотрела, припомнила, что вышивка – это вообще здорово, и мне тоже захотелось. Правда, в результате я всё равно ушла обратно к мулине, хотя и с коррекцией до украшений. Впрочем, вещи я всегда старалась делать функциональные. Сумочка там, джинсы… то, что можно использовать. Поэтому украшения можно считать следующим этапом. Ну и дайрики – «асоциальная сеть» (так и называются, честное слово), в которой много замечательного общения.
Сумочке 20 лет, а подвескам 8 и 6))
Чем ты еще увлекаешься (или увлекалась раньше), кроме бисера и вышивки?
Чтением. Когда-то мамуля мне говорила: «Нет такой профессии – читатель». Как выяснилось, вполне себе есть – потому что литературовед должен быть читателем. А я всё ж таки литературовед. Сейчас вот на стыке с культурологией и искусствоведением. Читаешь сказку… ну, например, «Сказку о золотом петушке» А.С. Пушкина, смотришь на мстёрскую шкатулочку из фондов музея… и пишешь) Правда, сфотографировать это сложно.
Писанием, кстати, тоже увлекаюсь. В тридцать с хвостиком попала в фандом сериала «Робин Гуд» (на уже помянутых дайриках) – и пошло-поехало. Фанфиков я написала… много. И вышила первую серьёзную бисерную вещь – кулон с волком. Он долго ездил у меня в машине, а потом я его подарила хорошему человеку. Потом писала по другим фандомам – и тоже вышивала. Сейчас как-то это увлечение фикрайтерством поутихло, тем более времени не слишком много, но остаточных явлений хватает. В частности, увлечение азиатчиной – и соответствующие планы. Кицунэ и кот Утагавы Куниёси уже есть – и много чего задумано.
Твои работы, которые я видела в последнее время, очень напоминают картины, только вместо красок – нитки и бисер. А пробовала ли ты когда-нибудь рисовать?
А я не умею рисовать. По крайней мере, так, чтобы правильно… не знаю даже, как сформулировать. С натуры нарисовать могу. Из головы – не очень. Меня уверяют умные люди, что на самом деле рисовать я могу, иначе бы не смогла вышивать, но слишком уж хорошо помнятся «творения» с уроков ИЗО в школе… это было страшно)) Правда, некоторые мои вышивки сделаны именно по собственным рисункам «из головы» – брошь прошлогодняя с берёзой под снегом, например. Но это реализм так, условный. С абстракциями проще – и все мои бисерные работы вышиты по моим же эскизам.
Что может послужить источником вдохновения для создания новых работ?
Оригинальной не буду: что угодно. Самая частая мотивация «Зоя, а ты можешь?..» (со стороны или от себя самой). Могу… а вдруг не могу?.. Надо попробовать... В начале, конечно, бывает так, что «ужас-ужас», не выйдет-ни-за-что! Потом… выходит)
Другие варианты – вижу красивую картинку. Или мне понравился персонаж и его воплощение (так, например, было с Брейком из «Сердец Пандоры», ну очень красивый попался арт). Или захотелось сделать нечто вроде талисмана – таковы обе броши с котиками и месяцем. В общем-то, «хочется» – лучшая мотивация. Значит, душа требует. Главное, чтобы зазор между «хочется» и «могу» был минимален. Пока удаётся.
Какие виды рукоделия ты хотела бы освоить в будущем?
Шить бы научиться… Но это вряд ли. И по-настоящему вязать крючком. Азы знаю, но никогда не хватает терпения на «всерьёз».
В твоем творчестве очень часто прослеживаются природные мотивы. Как ты думаешь, все самое прекрасное в этом мире уже создано природой, и ее не превзойти никому и никогда, или же человеку есть, к чему стремиться?
Как человек, много лет преподававший на кафедре истории и теории культуры, скажу классически: «Культура – всё, что создано человеком». То бишь всё, что не создано природой. Так что… Мать-Природа создаёт человека, человек создаёт культуру… зачастую по мотивам созданного природой, но вроде бы и не всегда. К примеру, бороздит просторы космоса на космических кораблях… Кораблей природа не создавала – но зато они работают на её, природы, физических законах. Так что это даже не спор технарей и гуманитариев. Всё слишком взаимосвязано между человеком и природой – как, собственно, в любой семье.
А человеку всегда есть к чему стремиться. Стагнация – смерть.
Ты работаешь в музее. Это работа творческая или рутинная? Что для тебя самое интересное в твоей работе?
Это помесь. В музей меня брали в выставочный отдел. А там, с одной стороны, чистая рутина (документация, документация, договорённости, беготня), а с другой – надо ещё и думать. Придумывать. Временами писать. Кроме того, я себе и тут развлечение нашла – вела музейный дзен. Сейчас я в другом отделе, и должность у меня другая… Но место творчеству есть всегда, особенно если его хорошенько поискать. Самое интересное, пожалуй, – люди. Я люблю узнавать новое, вообще информацию люблю. А тут столько спецов, от реставраторов и хранителей – до историков.
Как ты считаешь, должен ли творческий человек всегда развиваться? Или же достаточно выйти на определенный уровень мастерства, овладеть разными техниками, найти свой стиль и дальше двигаться в этом направлении, прямо, а не верх?
Даже не знаю. Развиваться нужно в принципе. Вопрос – в стороны или вперёд. Я никогда не буду осваивать люневильскую вышивку или плетение на высоком уровне. Понадобилось мне в прошлом году плетение лепестков – я мозги девочкам на «Бусинке» выела, объяснения получила, сплела… и достаточно. Мне это на уровне «мастер» не нужно. А вот вышивку битью – да, освоить бы хотелось, уже и битью запаслась. И шитьё по настилу – да. Золотная вышивка меня в принципе привлекает, хотя пока стремление «нарисовать картинку» берёт верх... Но это я такая. А есть люди, вроде нашей Ксении (Ksaria), которые постоянно осваивают что-то новое, натура явно требует. Немножко завидую… но останусь при своём)
Одним людям для комфорта нужны какие-то перемены, новые ощущения и эмоции, другие же стремятся к максимальной стабильности без каких-либо встрясок. К кому ты можешь отнести себя, к первым или вторым?
Ко вторым. Ко вторым! Дайте мне стабильности – и я переверну мир!.. Внутренний. Постоянные перемены и встряски меня вгоняют в тоску. Максимум адреналина я получаю от хорошего книжного сюжета… ну или от вождения машины. Мне хватает.
Мой традиционный вопрос: расскажи о самом приятном и самом неприятном моментах в жизни, непосредственно связанных с творчеством.
Самый приятный… хм… не могу сказать определённо, что вот с этой вещью было лучше всего. Самый приятный момент множествен. Он наступает, когда смотришь на вышивку и понимаешь – да, получилось. Правильный характер. Правильное настроение. Получилось то, что задумывала.
А вот самый неприятный момент помню. Когда сажала на основу одну из серёг «Проблемы выбора» – с демоном Нейро, – и слишком жидкий клей просочился наружу, изуродовав демону нос. У меня была натуральная истерика. Потом я пыталась это дело отмыть. Даже пару раз простирнула в машине. А потом взяла иголку с нитками – и перекрыла повреждённое место. Получилось. Повезло.
Твое пожелание новичкам в любой творческой сфере.
Не бойтесь ничего. Каждый человек неповторим – и неповторимо всё, что он делает. Кроме того, ничего не бывает просто так. Если вы начали чем-то заниматься – значит, так надо.
Новую брошь хочу показать. Закончила в выходные, ещё нигде не выкладывала. Это карп кои, который в Японии символизирует мужество, стойкость, непобедимость и торжество над трудностями. И эта брошь – талисман.
От автора. Для тех, кто хочет поближе познакомиться с творчеством Зои:
Продолжаем любоваться красотой!
#интервью #интервью с мастером #бисер #бисероплетение #хобби #творчество #увлечение #рукоделие #вышивка