Найти тему
Natalie Efimova

Черно-белое кино про двух украинцев в плену

Телевизор за завтраком включился на фильме "Голубая стрела".

Моряк-подводник Остапчук находит в мокрой одежде советского летчика фото.

И меняется в лице.

-2

А наш летчик рассказывает Остапчуку про Киев, советует взять отпуск, погулять по Крещатику, пока еще каштаны цветут, спрашивает, помнит ли тот своего одноклассника из 67-й школы, хорошего парня Володю Коробченко, который погиб в бою.

-3

Ничего не помнит Остапчук.

И вспоминать не хочет.

- Была красота. Да что там зараз... Что там осталось от того Крещатика?

- То есть как - что осталось?

- Спалили его. Одни только камни и остались.

Так и спалился диверсант. И наш летчик, спасенный странным экипажем подлодки, после того, как его "Голубая стрела", новейшая разработка советского ВПК, была подбита в мирное время над Энным морем, окончательно убедился, что он в руках врага.

И начинается поединок двух украинцев. Советского летчика-испытателя, которого сбили, чтоб узнать секреты нашего нового самолета, и предателя Родины. От исхода зависит судьба обоих.

Смотреть на это из гущи сегодняшних событий - сплошное наслаждение.

-4

Дочка вошла во время решающего эпизода схватки за человеческую душу. И тоже погрузилась в неведомый для своего поколения мир.

Летчика Карпенко уже связали. Остапчук его охранял.

Но киевлянин Карпенко не готовился молча принять свою судьбу.

-5

- Сегодня шестое. Через три дня 9 мая все советские люди отметят праздник нашей Победы. Будет, как всегда в этот день, солнечно и ясно. И ветер будет шептаться с тополями на Трухановом острове (там предатель жил до войны). Рано утром прозвенит школьный звонок, и в класс войдет седая учительница.

-6

- "Дети, - скажет она, - знаете ли вы, сколько бывших учеников нашей школы пошли добровольцами на фронт, сколько из них погибли смертью храбрых во имя вашего счастливого будущего? Вот здесь, на третьей парте слева, сидел Андрюша Остапчук. Сейчас его нет в живых. Но враги дорого заплатили за смерть его родителей, за все муки нашего народа. Почтим же его светлую память вставанием".

-7

- И сразу же хлопнут все парты. Мальчики насупят брови, как будущие бойцы. А у девочек на глазах выступят слезы. А потом уже на уроке подымется трухановский паренек и прочитает на память из "Кобзаря":

-8

В темний садочок на Україну.
Лину я, лину, думу гадаю,
І ніби серце одпочиває.
Чорніє поле, і гай, і гори,
На синє небо виходить зоря.
Ой зоре! зоре! — і сльози кануть.
Чи ти зійшла вже і на Украйні?
Чи очі карі тебе шукають
На небі синім? Чи забувають?
Коли забули, бодай заснули,
Про мою доленьку щоб і не чули.

Остапчука стихами не возьмешь. Он ждет, что летчик "запоет" командиру лодки, который уже тут как тут с коньяком "Мартель".

- За наше с вами счастливое плавание, майор. Остапчук, пей! Ты сторож.

Летчику предлагают пройти в радиорубку и передать то, что нужно. Иначе... Должен же Карпенко понимать, что капитан вражеской подлодки - его последняя инстанция перед Богом? Но тот вдруг интересуется, знает ли капитан украинский язык.

Да, знает, его кормилицей была украинка.

- Значит, поймете поговорку: дурень думкой богатеет

- Ты еще смеешься, ничтожество? Руку мою будешь лизать, хох -кое (слово, которое не приемлет интернет) отродье! Встань, чтоб я видел, как ты упадешь.

Тот поднимается.

А вот вражеский капитан уже не встанет. Получает по голове от Остапчука.

-9

- А теперь что будем делать, товарищ майор?

-10
-11

Ну, и какими глазами сегодня прикажете смотреть этот фильм?

В конце Остапчук, слесарь паровозостроительного завода, появляется на пресс-конференции иностранных журналистов, где речь идет, в частности, об этом случае и обращается к залу:

- Товарищи!

В зале смех.

-12

- Простите, я забыл к кому обращаюсь. Так вот, господа, как видите, я живой. Можете даже потрогать. Я - Андрей Остапчук, бывший диверсант. Мне поверили. И я снова - гражданин своей великой Родины. У меня есть свой народ, своя земля, свое небо над головой. Я сделаю всё, чтобы забылось, стерлось то страшное прошлое. На днях у меня родилась дочка.

Он с благодарностью смотрит на человека, которому обязан своим светлые настоящим.

-13

- Оксана ее зовут. Оксана!

Майор дорос до подполковника.
Майор дорос до подполковника.

Конец фильма (1958).

Вы можете сказать, что это вранье, фильм - наивняк (хотя чем правдивее и тоньше все джеймс бонды, спасшие мир?), и предатель по-любому оказался бы в известных лагерях.

Возражу одним своим текстом "Тема предательства в кино". Там есть примеры, которые вас удивят.

Думаю, что всё, о чем я там рассказала, закончилось для нас сегодня не плохо. А очень плохо. Потому что если вы потрудитесь отыскать фильм на ютубе и почитать отклики наших современников из нынешнего Киева, то мало не покажется.

Хотя большинство все-таки, реагируя на его неожиданный посыл, пишут:

-15
-16

А какой там изумительный спор по поводу "Голубой стрелы" - нашего самолета МиГ-17 или МиГ-15, его летных достоинств, красоты и безупречности.

Сергей Ройбул написал шесть месяцев назад:

Памятник этому самолету был в Краматорске. Возле парка "Юбилейный".

Интересно, хоть он уцелел?

Закончу, как ни странно, словами Остапчука, в большей мере спасенного, чем летчик Карпенко:

- А теперь что будем делать, товарищи?