Тема 1
эта одна из главных тем, она относится к заданиям из ЕГЭ - Экономика (5,6,7).
Экономика и экономическая наука
Экономика играет огромную роль в жизни общества.
Во-первых, она обеспечивает людей необходимыми благами и услугами, то есть создаёт материальные условия для их существования.
Во-вторых, экономическая сфера является определяющей для функционирования других сфер общественной жизни. Уровень развития производства, уровень жизни населения, определяют активность людей во всех сферах. Например, во время экономического кризиса отмечается нестабильность в политике, рост социального расслоения, безработица, преступность, разрушение семьи. Экономический кризис разрушает и духовные отношения.
Слово экономика греческого происхождения, в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». Ограничиваться только данным пониманием экономики, нельзя. В обществознании этот термин используется в двух значениях, как хозяйство и наука. Рассмотрим оба значения.
Экономика как хозяйство
Экономика как хозяйство — это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению экономических благ (товаров и услуг), а также общественные отношения, возникающие в перечисленных процессах.
Сфера хозяйственной деятельности (система хозяйствования), которая включает в себя отрасли материального производства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и нематериального производства: образование, здравоохранение, оказание услуг.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности – блага.
Субъектами экономики выступают:
- домашние хозяйства;
- фирмы;
- государство.
Предприниматели и домохозяйства в своей повседневной экономической деятельности сталкиваются с тремя фундаментальными вопросами экономики.
1. Что производить? (Какие именно товары и услуги должны быть предложены потребителям).
2. Для кого производить? (Кто сможет претендовать на получение произведенных товаров и услуг в свою собственность).
3. Как производить? (Какой из возможных способов изготовления товаров (услуг) следует применить).
Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов.
Поскольку ресурсы всегда ограничены, то они не могут удовлетворять всех потребностей человека – необходим выбор варианта наилучшего использования ресурсов.
Для удовлетворения человеческих потребностей нужны блага. Они бывают:
- Общественными (блага, создающиеся государством: дороги, связь, здравоохранение, образование);
- Природными или неэкономическими (даровые, свободные блага) (предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (блага, находящиеся в свободном доступе: солнечный свет, тепло, воздух);
- Экономическими (блага, создающиеся в результате хозяйственной экономической деятельности).
Экономические блага подразделяются на:
- долговременные (дом, машина, мебель, бытовая техника, то есть те блага, которыми мы можем пользоваться на протяжении нескольких лет) и кратковременные (продукты питания, которые потребляются полностью);
- взаимозаменяемые – субституты (уголь – газ, чай – кофе, сметана – майонез) и взаимодополняемые – комплименты (компьютер – программное обеспеченье, зубная паста – зубная щетка, автомобиль – бензин);
- товары (любые вещи, которые продаются и покупаются) и услуги (действие, результат которого является объектом купли – продажи).
В свою очередь товары и услуги бывают материальными и нематериальными.
К материальным товарам относятся продукты питания, одежда, бытовая техника, и прочие вещи. А материальными услугами являются прокат, ремонт бытовой техники, перевозка груза, строительство, химчистка, пошив одежды и др. Особенность материальных услуг состоит в том, что их результаты удовлетворяют материальные потребности человека. К нематериальным товарам относятся произведения литературы, скульптуры, научные, открытия и другие духовно-нравственные ценности, которые облекаются в материальную форму. К нематериальным услугам относятся услуги репетитора, юриста, страхование, деятельность учреждений образования (школы, техникумы), здравоохранения (поликлиники, центры здоровья), культурного досуга (театры, музеи), социальной защиты (центры социального обслуживания, центры психолого-педагогической помощи, реабилитационные центры). Нематериальные услуги удовлетворяют потребности в познании, информации, консультировании, то есть духовные потребности.
Экономическая деятельность включает четыре взаимосвязанные и взаимозависимые фазы: производство, распределение, обмен, потребление.
Производство – это процесс создания какого-либо продукта: товара или услуги необходимого для удовлетворения потребности человека.
Распределение – это процесс деления произведенного экономического продукта либо дохода между членами общества.
Обмен – это процесс продвижения продукции от производителя до потребителя.
Потребление – это процесс использования предметов длительного потребления (посуда, пылесос, телевизор) или уничтожения (продовольствие) товаров и услуг.
Производство:
Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)).
Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и тд).
Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».
Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке.
Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.
Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.
Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность труда.
Производительность труда
1. Это объем товаров и слуг, создаваемых на единицу затрат;
2. Объем благ, которые удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода.
Главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация.
Специализация труда людей основана на следующих принципах
1. Сознательное разделение труда между людьми;
2. Обучение людей новым профессиям и навыкам;
3. Возможность кооперации, т.е. сотрудничества ради достижения общей цели (создание сложного изделия или строительство завода).
Благодаря специализации и росту производительности у людей появилась возможность производить больше благ определенного вида, чем нужно для потребления им самим. А значит у них появилась возможность регулярного обмена.
Регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важной сферы деятельности людей – торговли.
Торговля – добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли – продажи товаров за деньги.
Экономика как наука
Экономика как наука изучает развитие и функционирование хозяйства, анализирует проблемы эффективного и рационального ведения хозяйства, разрабатывает оптимальные способы решения проблем.
Впервые определенные экономические знания о ведении хозяйства появились еще до нашей эры. Но становление экономики как самостоятельной науки произошло только в XVI-XVII веках. Значение деятельности ученых – экономистов велико. Их научные труды нацелены на трудовой рост государства. Основной проблемой эконмической науки является ограниченность природных ресурсов, необходимых для производства экономических благ и безграничность человеческих потребностей. Решением данной проблемы является рациональный выбор, предполагающий достижение максимального результата при минимальных затратах.
Экономика как наука – это наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют потребности.
Основная задача экономики – поиск путей эффективного ведения хозяйства.
Экономическая наука делится на два раздела – макроэкономика и микроэкономика.
Макроэкономика исследует экономические процессы в масштабе страны. Ее задача-анализ фундаментальных проблем на уровне всего хозяйства страны. Такой подход позволяет объяснить такие явления, как инфляция, безработица, как развивается экономика, экономический цикл, формирование государственного бюджета, какие существуют методы регулирования экономики, как стимулировать экономический рост и где границы государственного вмешательства в экономику. Также данный раздел изучает международные экономические отношения.
Микроэкономика изучает проблемы малых субъектов экономики – потребителей, домашних хозяйств и фирм, а также ситуации, которые возникают на отдельных рынках или отдельных отраслях. Она исследует такие вопросы как влияние соотношения способа управления производством и повышение продаж фирмы.
Существуют также прикладные экономические дисциплины:
- маркетинг – изучает спрос на товары и способы продвижения товаров га рынке;
- менеджмент – изучает организационный, управленческий аспект экономической деятельности.
Функции экономики
Основной функцией экономики, как и любой другой науки, является познавательная. Она заключается в сборе, изучении, анализе, и систематизации сведений об экономических процессах в обществе и государстве. Экономическая наука разрабатывает эффективные методы и средства хозяйственной деятельности (методологическая функция) и принимает их на практике (прагматическая или практическая функция). Важное значение имеет и прогностическая функция, показывающая предвидеть кризис или рост в экономике. Безусловно, экономика как наука выполняет и образовательную функцию, которая заключается в передаче знаний об экономической теории и практике. Благодаря этой функции у нас появляются экономисты, от уровня и квалификации которых зависит богатство нашей страны. Среди функций есть и идеологическая. Она состоит в том, что экономика обосновывает смысл экономических процессов, целей общественного развития и формирует научное мировоззрение.