Найти тему
КОРАБЕЛ.РУ

Made in USSR: вот где современная Россия отстает от СССР

СССР в отличие от сегодняшней России славился на весь мир своим судостроением. И если сейчас поставки за рубеж по большей части актуальны только лишь в военном сегменте, то советские корабелы добились высот и в гражданском мировом судостроении. Рассказываем, какие типы судов были популярны под плашкой "Made in USSR" во всем мире.

Верфи, располагавшиеся на юге страны (Николаев и Севастополь), а также в Ленинграде вплоть до середины 30-х годов создавали первые отечественные лесовозы, танкеры, рефрижераторы, пассажирские суда и траулеры.

Фото: портал "Водный транспорт"
Фото: портал "Водный транспорт"

С 1951 по 1965 год общий объем построенных транспортных судов достиг значения почти в 1,5 млн тонн дедвейта, объем строительства рыбопромысловых судов вырос практически в девять раз. Начали строить новые судоверфи в Керчи, Николаеве, значительную часть существующих заводов модернизировали. Все это привело к промышленному прорыву с рекордными показателями в судостроительной отрасли - в IX пятилетку (1971–1975 гг.) было построено 215 морских транспортных судов суммарным дедвейтом 2,7 млн тонн, и 750 промысловых. В этот период появились первые крупнотоннажные суда для насыпных и навалочных грузов типа "Зоя Космодемьянская" (дедвейт около 50 тысяч тонн), супертанкеры типа "Крым" (дедвейт 150 тысяч тонн), строились первые плавучие буровые установки типа "Каспий", ледокольные железнодорожные паромы типа "Сахалин" и суда нового поколения на подводных крыльях (СПК). На свет появился крупнейший в мире атомный ледокол "Арктика".

"Появление на Волге судна со скоростью в три раза превышающей скорости водоизмещающих пассажирских судов вызвало фурор и восторг как эксплуатационников, так и пассажиров. Суда на подводных крыльях стали строить Зеленодольский судостроительный завод имени Горького, Феодосийский завод "Море", Батумский и Потийский заводы в Грузии, Гомельский завод в Белоруссии. Внедрение судов на подводных крыльях осуществлялось семимильными шагами. Огромный интерес к ним проявили иностранцы", – из воспоминаний С.П. Волкова (*цитата взята из книги "Корабелы вольной реки").
Атомный ледокол "Арктика" / Фото: Википедия
Атомный ледокол "Арктика" / Фото: Википедия

В 70-х гражданское судостроение постепенно теряет обороты. В период с 1976 по 1980 год количество построенных морских транспортных судов сократилось в 1,5 раза, а промысловых на 200 единиц. Но при этом в СССР освоили строительство теплоходов типа "ро-ро" (наиболее крупное среди них – "Капитан Смирнов" с газотурбинной установкой мощностью 50 тысяч л.с.). Это судно могло развивать невиданные до этого для транспортных судов 25 узлов, что вывело перевозки на принципиально иной уровень. Кстати, уже тогда стали задумываться о загрязнениях, и появились первые экологически чистые танкеры дедвейтом 25 тысяч тонн с двойным дном и двойными бортами.

В XI пятилетку производство вновь сократилось. Строительство морских транспортных судов ужалось еще в 1,5 раза. Было построено всего 88 судов дедвейтом 1 млн 850 тысяч тонн. С 1981 по 1985 год транспортные суда перестали строить на Выборгском судостроительном заводе, Балтийском, гражданские на Адмиралтейском заводе. Сократилось строительство на Черноморском судостроительном заводе и на Северной верфи. Сократилось и количество "рыбаков", примерно ещё на 100 единиц. Зато появились такие новые суда, как лихтеровозы типа "Алексей Косыгин" (Херсонский завод).

В начале 90-х по объему транспортного судостроения страна была отброшена на 25 лет назад, хотя и были построены первое атомное транспортное судно-лихтеровоз "Севморпуть", ледокольно-транспортные суда-снабженцы дедвейтом около 11 тысячи тонн, нового поколения суда типа "ро-ро". В этот, период, кстати, просело и строительство знаменитых СПК.

Так, в Союзе создали один из самых крупных в мире флот морских транспортных судов, насчитывавший более 1800 судов суммарной грузоподъемностью 22,5 млн тонн. СССР по гражданскому судостроению входил в десятку мировых лидеров.

"Метеор" / Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"
"Метеор" / Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

Естественно, часть строившихся судов уходила за рубеж. Например, по проектам ЦКБ "Балтсудопроект" на экспорт было построено более 120 гражданских судов. Также флот, пользовавшийся популярностью у иностранцев, строили по проектам разработки ЦКБ "Черноморсудопроект" и ЦКБ "Изумруд" - это были танкера, буксиры, сухогрузы, портовый флот и т.д.

Подробную информацию об этом флоте с характеристиками и фотографиями собрал корреспондент "Корабел.ру. Если заинтересовались, почитать ее можно здесь.