Ранее в очерке «Требую «прекратить позорить советских истребителей» автор уже касался темы, связанной с необоснованными обвинениями летчиков в трусости.
В частности, речь шла и о Героях Советского Союза Александре Григорьевиче Котове и Василие Борисовиче Емельяненко.
Котов однажды вынужден был вернуться на аэродром, поскольку не убирались шасси. Сразу после приземления заместитель командира дивизии обвинил его в трусости и пригрозил трибуналом, если он не взлетит в течение двух часов. Пришлось механикам срочно устранять неполадку.
А вот как описал Емельяненко в мемуарах свое вынужденное возвращение на аэродром в связи с тем, что грелся и не тянул мотор: «Мой самолет уже облепили техники, ищут дефект. Если он произошел по их недосмотру, то с техников строго взыщут за срыв боевого полета. Если же дефекта не обнаружат, меня обвинят в трусости».
Особист тут же начал выяснять – может Емельяненко только показалось, что мотор плохо работал? Он отстал лишь после того, как техники установили в двигателе производственный дефект - лопнула перемычка головки блока и в цилиндры гнало воду.
Но некоторым воздушным асам пришлось в аналогичных ситуациях пережить не только незаслуженное обвинение в трусости, но и быть за это строго наказанными, иногда - вплоть до трибунала
Герой Советского Союза подполковник авиации Василий Фёдорович Зудилов (1917-1992)
Зудилов родился в 1917 в городе Барнауле, ныне Алтайского края. В 1939 году окончил Новосибирскую школу лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. В первые месяцы войны летал на СБ в бомбардировочном авиаполку, потом переобучился на Ил-2, воевал в 6-м гвардейском штурмовом авиаполку.
При выполнении боевого задания 14 августа 1942 года на штурмовике Зудилова забарахлил мотор – стал работать с перебоями. Поскольку это произошло уже над территорией, занятой противником, летчик решил не рисковать и вернуться. За ним последовали его ведомые. Боевую задачу звено не выполнило.
В приказе командующего 3-й Воздушной армии генерал-майора Громова от 18 августа 1942 г. № 085 говорилось: «За проявленную трусость, недостаточную напористость в выполнении б/заданий перевести в штрафные эскадрильи: …к/з 6 ГШАП л-та Зудилова Василия Федоровича».
В результате Зудилов в августе совершил несколько боевых вылетов как летчик штрафной эскадрильи при 451-м штурмовом авиаполку.
С сентября 1942 года Зудилов командовал эскадрильей 809-го штурмового авиационного полка (264-я штурмовая авиационная дивизия). К сентябрю 1943 года майор В.Ф. Зудилов совершил 140 боевых вылетов на штурмовку живой силы, боевой техники и укреплений противника. 2 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал до 1960 года службу в ВВС.
Герой Советского Союза полковник авиации Чувин Николай Иванович (1919-2013)
Чувин родился 5 мая 1919 года в деревне Тимоновка Брянского уезда Орловской губернии.
В марте 1941 года окончил Чугуевскую военно-авиационную школу, в звании сержанта. В начале войны – летчик 74-го штурмового авиационного полка, затем переведен в 6-й гвардейский штурмовой авиаполк.
Воевал он геройски. Одиннадцать раз его штурмовик подбивали, четыре раза он был ранен и трижды контужен, но после излечения в госпиталях каждый раз возвращался на фронт. Между тем, в одном из донесений этого полка от 31 июля 1942 года говорилось о невыполнении приказа командиром звена лейтенантом Чувиным: «Не ушел на заданную цель, заранее зная, что та прикрыта сильным огнем зенитной артиллерии, а решил идти на менее важную цель, где был более слабый огонь противника. Бросил весь бомбовый груз и, возвратясь на свой аэродром, доложил, что задание выполнено. Лейтенант Чувин проявил трусость в борьбе с фашизмом».
Однако Чувин трусом никогда не был. К январю 1944 года на боевом счету заместителя командира эскадрильи гвардии старшего лейтенанта Н.И. Чувина, продолжавшего воевать в том же полку, было 130 боевых вылетов на штурмовку войск противника, уничтожено множество боевой техники и живой силы противника, в том числе 3 вражеских самолёта в воздушных боях, ещё 3 — на земле. 13 апреля 1944 Николай Иванович Чувин был удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего за годы войны Н. И. Чувин совершил 223 боевых вылета. После войны продолжал до 1959 года службу в ВВС.
Гвардии подполковник авиации Горхивер Семён Борисович (1922-1990)
Горхивер родился 22 апреля 1922 года в Москве. В 1942 году сержант Горхивер окончил Тбилисское военное авиационное училище лётчиков и с 25 июля - на фронтах Великой Отечественной войны. Летчик 9-го гвардейского ИАП (268-я ИАД), летал на ЛаГГ-3.
В сентябре 1942 года Горхивер вернулся из боевого вылета в связи с перебоями в работе двигателя. Тем не менее, был обвинен в «трусости» и осуждён трибуналом. Направлен в Отдельную штрафную авиаэскадрилью 268-й ИАД (действовала в оперативном подчинении штаба 11-го ИАП).
С декабря 1942 года Горхивер воевал в составе 296-го ИАП (73-й гвардейский ИАП), летал на Яках.
К концу войны гвардии старший лейтенант С.Б. Горхивер совершил 286 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боёв, сбил лично 18 и в составе пары 2 самолёта противника. Судимость явилась препятствием для награждения Горхивера звездой Героя.
После войны продолжал служить в ВВС до августа 1960 года.
Награждён орденами Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды) и медалями.
ПОСТСКРИПТУМ. Таких историй было в годы войны немало. Только в 8-й воздушной армии "за трусость" были направлены в штрафную авиагруппу 4 летчика: капитан Павел Илларионович Гращенко и младший лейтенант Николай Васильевич Халипский (возвратились с боевого задания "без уважительной причины" - в связи с поломкой самолетов); старший лейтенант Степан Максимович Шмойлов (по мнению комполка - в воздушном бою растерялся и «поднял панику»); капитан Потлов Григорий Алексеевич, вернувшийся на свой аэродром с полной бомбовой нагрузкой. Он доказывал, что в районе запланированного объекта удара никакой колонны танков нет, но ему не поверили и обвинили в трусости (1). Потлов был понижен в звании до красноармейца и лишен ордена Боевого Красного Знамени. Он пробыл в статусе штрафника четыре месяца. Воевал геройски. По собственной инициативе совершал в день по два боевых вылета. Первым в авиаполку стал вылетать с полной бомбовой нагрузкой (600 кг.)
(1)Артем Драбкин "Штурмовики. "Мы взлетали в ад". Эксмо-Яуза. 2012.