Найти тему
Азия без фотошопа

Нельзя продавать, менять и выбрасывать: особые отношения киргизов со своими собственными шапками

«Да не спадет белый элечек с твоей головы», – так своеобразно желают семейного счастья невесте в Киргизии, где еще с кочевых времен множество традиций и примет связывают с головными уборами. К ним относятся настолько трепетно, что детей с малых лет обучают правилам использования.

Побывав в Киргизии, я удивилась разнообразию и сложности местных национальных головных уборов. Многие мужчины летом носят колпак или топу, а зимой – малахай или тебетей.

https://www.instagram.com/p/BwwEzyTHf1A/
https://www.instagram.com/p/BwwEzyTHf1A/

Приятельница как-то рассказывала, что раньше по колпаку судили о достатке и положении в обществе: знать отличали по высокой тулье и черному бархату, тогда как бедняки заменяли его сатином. Тебетей в древности вообще использовали как «визитную карточку»: важный начальник часто передавал его со своим гонцом, чтобы показать, кто его отправил.

Приятельница показала мне головной убор, который носят женщины, – элечек. Он состоит из трех частей: шапочки с накосником, чалмы и широкого прямоугольного куска ткани. Помимо головы, элечек прикрывает еще и шею, грудь и плечи.

Раньше каждая киргизка после свадьбы носила элечек зимой и летом и никогда не выходила на улицу без него. Современные киргизки часто заменяют элечек платками, но на традиционную свадьбу надевают шокуле – высокий головной убор из белоснежного войлока, алой фланели или бархата.

Понаблюдав за киргизами, сделала вывод, что для них головные уборы не просто часть гардероба, а неотъемлемая часть жизни. Наверняка поэтому еще кочевники придумали кучу связанных с их использованием правил, которые до сих пор в каждой семье передаются от родителей к детям.

https://www.instagram.com/p/CV5VAwIMqk0/
https://www.instagram.com/p/CV5VAwIMqk0/

Меня поразило, что ни один киргиз не рискнет продать, подарить кому-то чужому или выбросить свой уже ношеный головной убор. Чтобы не накликать беду, его можно только передать по наследству близкому родственнику, а если он совсем износился, то предпочтительнее сжечь. Еще не принято обмениваться шапками, а уж утеря и вовсе считается плохим предзнаменованием.

Помню, в детстве мы радовались приходу весны, подбрасывая собственные шапки. В Киргизии такого точно не увидишь, ведь там считается, что в доме не будет мира и благоденствия, если бросить головной убор. Поэтому детей приучают аккуратно вешать или класть шапки на место и никогда не использовать в играх.

Киргизы верят, что некая сила скрыта в каждом головном уборе, поэтому им нельзя бить или пугать, иначе эта сила обернется несчастьем. Нельзя также надевать шапку наизнанку или задом наперед, спать на ней или класть ее на уровне ног, если хозяин не желает, чтобы его покинула удача.

Как по мне, так сложная техника изготовления и искусная вышивка на колпаках и элечеках поражает воображение, но не до такой степени, чтобы придумывать так много правил их использования.

Как вы думаете, можно ли найти этим правилам рациональное объяснение? Слышали ли вы о трепетном отношении к предметам гардероба в других странах Азии? Расскажите в комментариях.