Дэниель был влюблен. Его любовь была страстной и безудержной.
Вдали от предмета своего обожания он тосковал, уходил с головой в работу, чтобы приблизить миг встречи и остаться вместе навсегда.
Он еще не знал, когда они встретятся, но надеялся, что ОНА примет его, как принимала других молодых художников, поэтов и музыкантов.
Ибо любовью Дэниела была...Франция!
Это чувство вспыхнуло, когда Дэниель Найт, обычный парнишка из Чамберсбурга, заштатного пенсильванского городка, стал студентом Академии изящных искусств в Филадельфии.
США не так давно перестали быть колонией Англии. Филадельфия, конечно, была большим городом и колыбелью независимости, но заокеанская провинциальность еще чувствовалась.
Тогда как Париж…
В Париже обязан был побывать каждый художник.
Здесь в музеях можно было увидеть сокровища живописи и поучиться у настоящих европейских мастеров.
В общем, “Париж стоит мессы”, как говорил Генрих Наваррский, принимая католичество и примеряя французскую корону.
Дэниэль был человеком, далеким от политики.
Он отправился на обучение во Францию в 1861 году, сразу после начала Гражданской войны.
В этой войне между промышленным Севером и рабовладельческим Югом за 4 года американцы потеряли людей больше, чем во Вторую мировую.
Пока Найт постигал тайны академической живописи и пытался выработать свой стиль, его родной городок три раза захватывали конфедераты Юга.
Через два года, в самый разгар войны, молодой художник вернулся домой.
Что стало этому причиной — закончились деньги или его призвали на военную службу — неизвестно.
Дэниэль рисовал для потомков летопись войны, запечатлевая на листах бумаги пороховой дым пушек, раненых и убитых солдат обеих армий.
Но в сокровенном уголке его сердца он хранил Францию: плавный изгиб Сены, старинные ажурные мосты и мельницы, уютные домики вдоль реки.
И обязательно цветы.
Цветы вились по стенам домов, придавая старым стенам милый пасторальный вид. Деревенские девушки украшали шляпки алыми маками и собирали букеты.
Путь в заветную страну. оказался долгим: целых семь лет жизни.
Все это время художник зарабатывал деньги на переезд. Он рисовал на заказ портреты, пейзажи, давал уроки живописи. Очень пригодилось и приданое жены, которая полностью поддерживала “французские” планы мужа.
Переезд состоялся в 1872 году. Семья художника поселилась в Пуасси, недалеко от Парижа. Найту исполнилось 33 года и впереди у него была длинная творческая жизнь.
С тех пор художник рисовал исключительно сельских жителей. На картинах деревенская жизнь представала простой и идеальной. Ее как будто не касалось ничего, что происходило в реальной стране.
А на самом деле к моменту приезда художника только что закончилась франко-прусская война. Франция потеряла Эльзас и Лотарингию.
В самом Париже бушевала революция во главе с Парижской коммуной, которая стала первым опытом диктатуры пролетариата и примером для русских большевиков.
За несколько лет, пока Найт в глуши рисовал сельскую идиллию, Франция из монархии превратилась в республику.
Да, собственно, и крестьяне не напоминали пастухов и пастушек с лубочных картинок. Премьер-министр Франции Леон Гамбетта в 1871 году писал, что крестьяне были «интеллектуально на несколько веков позади просвещенной части страны», существовало «огромное расстояние между ними и нами … между теми, кто говорит на нашем языке, и многими нашими соотечественниками, [которые], как ни жестоко об этом говорить, могут не более чем невнятно бормотать на нём»;. Крестьяне в некоторых отдаленных областях Франции, например, в Нормандии и Гаскони, вообще не понимали французского языка. Париж и Лувр они считали фантастическими местами, а реальные короли в их головах соседствовали с героями сказок.
Сначала художник еще пытается внести в картины суровую действительность, где нет ярких красок, а есть только серые крестьянские будни:
В 1890 году семья художника переехала в Роллебойз. Новый дом находился в сорока километрах от Парижа. Совсем рядом, в городке Живерни, жил корифей французской живописи Клод Моне.
К тому моменту картины Найта стали настолько популярными, что ему приходилось работать круглый год. Летом он делал зарисовки, а зимой заканчивал картины. Для этого пришлось построить застекленную теплую студию, где художник проводил целые дни.
С момента переезда в Роллебойз в творчестве Найта происходят удивительные изменения.
Во-первых, художник почти перестает рисовать мужчин. На его картинах — исключительно девушки. Причем частенько он пишет одних и тех же служанок:
Во-вторых, большинство картин написаны с одного ракурса. Создается впечатление, что художник вообще не сходил с места.
Посмотрите, на заднем плане — характерный изгиб реки с высокими деревьями, а слева куст сирени. И этот пейзаж повторяется из картины в картину, меняются только девушки, цветы и занятия:
Картины Найта, яркие, нежные и реалистичные, но совершенно лишенные какого-либо политического или философского подтекста, очень нравились современникам. Он даже получил золотую медаль на выставке в Мюнхене в 1888 году. А в 1896 году Пенсильванская Академия Изящных Искусств наградила его почетной Гранд медалью.
Картины Найта можно посмотреть и в моем видео: Картины художника Д. Р. Найта: идеальная сельская Франция