Одни шли и умирали. Другие могут прийти и поклониться. Миусфронт… Больше 800 000 погибших, и один из них Фёдор Васильевич Афанасьев.
Наш прапрадедушка Фёдор Васильевич Афанасьев 1907 года рождения 6-летним мальчиком остался сиротой. Он вынужден был ходить пешком по донским хуторам в поисках пропитания.
В один из холодных декабрьских вечеров с сумою за спиной он пришёл в хутор Рыбный. И посчастливилось ему постучаться в дверь вдовы Дарьи. Женщина из жалости и сострадания пустила ребёнка в дом, чтобы он в тепле зиму пережил. За тарелку супа маленький Федя помогал ей по хозяйству.
К весне они привыкли друг к другу. Мальчик оказался прилежным в работе, и Дарья оставила его у себя насовсем.
В 17 лет Фёдора женили на красавице-казачке Анисе Самойловой (нашей прапрабабушке). Брак в столь раннем возрасте был вынужденным, потому что семья невесты была довольно-таки зажиточной. В доме «связи» одновременно жили три женатых сына (Трофим, Пётр, Алексей) с семьями и отцом Филиппом. Самойловы имели земли под посев и много скотины: семнадцать лошадей, три пары рабочих быков, восемь дойных коров с телятами и нетелями, большой птичий двор. Чтобы семью не раскулачили, пришлось в срочном порядке избавляться от скотины, а в дом взять зятя Фёдора – увеличить количество человек.
Молодая семья оказалась очень дружной, в ней родились две дочери и сын. В колхозе имени «Андреева» супруги работали с полной отдачей. Фёдор Васильевич был коммунистом, бригадиром.
В июле 1941 года, на двадцатый день войны, его призвал в ряды Красной армии Базковский райвоенкомат. 33-й полк НКВД, куда определили бойца, формировался в Ростове-на-Дону.
Сначала было письмо от Фёдора Васильевича с Поволжья, где выселяли немцев, а последняя весточка пришла из Ростова. Оттуда он уходил в бой. Это была оборона Ростова в районе села и горы Самбек. Много раз эта местность переходила из рук в руки, а когда наши войска отступили, то убитые остались на поле боя.
Наш Фёдор Васильевич погиб, в его окоп попал миномётный снаряд. Иван Зарубин был очевидцем этого случая. В статье, опубликованной 23 февраля 1985 года в газете «Советский Дон», он писал:
«Бои были тяжёлыми. Война навсегда разлучила меня с моими земляками-однополчанами, которые погибли за Родину, за тихий Дон, но не отступили. Среди них коммунисты Ф.В.Афанасьев, В.В.Гуров, комсомолец Иван Плешаков и многие другие. Раненые не уходили с поля боя, а продолжали сражаться до последней капли крови. Их звала вера в Победу, ненависть к фашистам и любовь к родной земле…»
К сожалению, документы нашего погибшего родственника попали в руки чужого человека, который после войны работал в Ростове по линии НКВД. В конце 1950-х годов Иван Зарубин ездил на опознание этого нечестного гражданина. И только в 1990 году имя Фёдора Васильевича Афанасьева увековечили на горе Самбек.
Мария Петровна Каргина,
х.Калининский.