О существовании клубов в столице в 90-е годы я не задумывался. Меня, конечно, интересовали концерты, но до начала нового тысячелетия на столичных мероприятиях я не бывал. В моём же родном городе никаких клубов в 90-е годы не существовало. Предположу, что и в большинстве российских городов их тоже не было. Я веду речь именно о клубах в традиционном понимании. То есть там должны проводиться концерты, должна быть стойка, какое-то меню, ну и естественно шоу. Всё это стоит денег, как для владельца, так и для посетителя. Отбить-то затраты владелец должен. Не знаю, возможно ли было что-то заработать на рок группах, но видимо можно. В конце концов, возили к нам и иностранцев выступать в то время. Другой вопрос, что возили группы, которым по силам было собрать несколько тысяч человек, а это всё же не клубный формат.
О существовании же клубной культуры я узнал, когда она фактически закончилась. Да, в Орле клубы стали появляться в начале двухтысячных годов, но по сути это были дискотеки. Либо в редких случаях организаторы там устраивали концерты. Понятное дело, что в Москве и Питере дела обстояли иначе. Вокруг каждого заведения формировалась своя мифология и свои завсегдатаи. И сейчас иногда даже всплывают статьи на эту тему.
Довольно забавно читать о том, что существовали некие культовые места. С моей точки зрения говорить о культе какого-то места можно только при условии, что оно было известно на всю страну. Клубная культура в России не прижилась и не подразумевает какой-то культа. Разве что можно вспомнить Ленинградский рок-клуб, который, конечно же, по своему устройству вообще не напоминал клубы, о которых я веду речь. Но там как раз и был культ, потому что оттуда вышли люди, влиявшие на умы подростков на всём постсоветском пространстве. Цой, Кинчев, Шевчук. Кто вышел из всех этих московских и питерских «Тоннелей» и «Титаников»? Да никто. Вряд ли вы сможете назвать хоть одну влиятельную фамилию.
Кто-то может возразить, что всё дело в том, что сама клубная культура работает иначе, но нет. У нас есть западный пример такого места как «Haçienda». Оттуда вышли «New Order» и там же давала свой первый английский концерт Мадонна. Хотя клуб-то был ориентирован на электронную музыку. Можно вспомнить и «Disco Fever» из Америки. Оттуда в свою очередь вышли «Beastie Boys» и «Run-D.M.C.». Если вам ничего не говорят эти названия, то значит, вы ничего не знаете о музыке. Впрочем, цели кого-то уличить в незнании, у меня нет. Скорее я хочу сказать о том, что сама модель клуба как места готового продвигать звёзд у нас не сложилась.
Первые полноценные клубы в России появились в 90-е годы, а клуб это весьма недешевое удовольствие. Денег у людей занимающихся культурой в России в то время не было. Соответственно братки открывавшие клубы мыслили исключительно дискотекой. Но разве из советской дискотеки реально было выжать каких-то музыкантов влияющих на всю страну? На мой взгляд, нет. Дискотека предназначена для другого, тем более люди, сумевшие внезапно заработать большие деньги в начале 90-х годов вряд ли мыслили о культуре. Да и слово «заработать» тут некорректно. Получив средства, они стремились их приумножить, и проще всего было толкать уже существующую музыку. Поддерживать какие-то новые и актуальные для того времени направления им было неинтересно.
Впрочем, и аудитория всех этих дискотек не так уж и хотела познавать что-то новое. Естественно я не бывал в столичных клубах в 90-е, но у меня есть веские подозрения, что публика там мало чем отличалась от публики нулевых годов в провинции. Люди шли танцевать, а под какие ритмы это делалось не так уж принципиально. Так же люди шли себя показать, и может быть что-то выпить. Всё, на этом глобальная суть клубной культуры заканчивается. Если же попробовать анализировать какие-то наряды или в целом моду, то по большому счёту это была волна для небольшой группы людей. Массового распространения она не получила. И как не пытались владельцы всех этих якобы модных клубов устраивать показы моды или какие-то необычные дискотеки для подавляющего большинства всё это было неинтересно.
На мой взгляд, вся клубная история сводится к простому слову – тусовка. Люди ходили год-два в одно и то же заведение, а потом вырастали из всего этого. С рок музыкой история сложилась иначе. Я знаю людей, которые гоняют на концерты с 1988 года. И это далеко не предел. Много ли таких любителей клубиться существует? Естественно нет. Вся эта история заточена на мгновенную прибыль.
Собственно, почему я вспомнил вообще о клубной культуре, которая якобы у нас существовала? Да вот попалась мне тут статья, где люди всерьез рассуждают о влиянии этой индустрии на всю страну. По-моему в очередной раз идёт попытка переписать историю.
Влияние в 90-е годы было у Егора Летова или Юрия Шевчука на всю страну. Влияние было у политиков, но клубы никакого влияния не имели, и иметь не могли. Ведь никто не задумывается о чём-то глобальном, посещая дискотеку. Ощущения с концертом могут быть схожи, но выходя за двери клуба, человек забывает вечеринку. Рок музыку же он слушает и дома. В этом и заключается главное отличие клубной культуры и потому-то она и была столь скоротечна и мимолетна.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.