Найти тему
ПРОБУЖДЕНИЕ

Иисус Христос о том, что человеку нужно умалиться, как дитя.

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; и так, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; (Мф. 18:1–9)

Православная трактовка. Желая нагляднее показать необходимость смирения для Своих истинных учеников, Он раскрывает их совесть и отвечает не на слова их, а на их чувствования. Иисус, призвав дитя (по преданию, это был святой Игнатий Богоносец), поставил его посреди них и сказал: вы доискиваетесь, кто больше, и спорите о первенстве; а Я говорю вам: кто не будет ниже всех, тот недостоин Царствия Небесного. ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, если не обратитесь от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию, если не перемените своих ложных мнений о Моем Царстве, если не оставите тщеславных надежд на почетные места в этом Царстве И если не будете как дети, – не возрастом, а сердечным расположением, – если не будете так же смиренны и простосердечны, так же беззаветно преданы воле Божией, как дети, то не только не займете высшего места, но и вовсе не войдёте в Царство небесное. Господь указал ученикам Своим на дитя, в полном смысле свободное от страстей, дитя, чуждое гордости и тщеславия, зависти и сварливости, дитя, украшенное многими добродетелями, как то: простосердечием и незлобием, смирением и спокойствием, дитя, которое ни одной из этих добродетелей не гордится; свойство высокой мудрости – обладать добродетелями и не гордиться ими. «Когда мы, – говорит святитель Златоуст, – не имеем этих добродетелей, то как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно. Младенца хотя бы поносили, хотя бы хвалили, хотя бы наказывали, хотя бы чествовали, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится». Божественное смирение Иисуса Христа не позволило Ему в наставлении о смирении указать на Свой собственный пример.

Иудейская трактовка. Вопрос учеников не теоретический, как можно было бы подумать. В повседневной жизни, в частности во время общей трапезы, имело значение кто является более уважаемым: «Каков порядок возлежания к трапезе? Когда есть два ложа – больший ложится на первое, а второй в ногах у него. Когда есть три ложа: больший ложится на среднее, второй у него в голове, третий у него в ногах. Для омовения рук – если к трапезе возлежит меньше пяти – начинают с большего, если пять и больше – начинают с меньшего». (Тосефта. Брахот)

После событий описанных в предыдущей главе, к ученикам пришло понимание, что вступили в силу новые правила – правила Царства. Соответственно изменилась и система, по которой формировалась иерархия. Вопрос и задается об этом. Йешуа отвечает своего рода притчей. Ребенок называется «малым», в силу своего роста и в силу незрелости сознания. Только к тринадцатилетнему возрасту мальчик становится способным осознанно соблюдать заповеди и устраняться от запретов. Йешуа призывает учеников становиться детьми – не почитать себя способными понимать, то есть вообще отказаться от иерархии такого рода. Тот кто способен достичь такого уровня, тот и больший в царствие. Но дальше притча принимает неожиданное развитие. Что означает принимать ребенка? Принимать значит оказывать гостеприимство – в этом отношении. В этом отношении так же существовала определенная традиция. Можно привести историю о Рабби: «Когда был второй год засухи Рабби открыл свою сокровищницу и объявил: пусть придут знающие Писание, знающие Мишну, знающие Талмуд, знающие Агаду, знающие Закон. Вошел с ними и рабби Йонатан бен Амрам и попросил: покорми меня! Рабби же спросил: сын мой, ты читал Писания? Он ответил: нет. Может быть ты учил Талмуд? И он ответил: нет. Тогда как же я могу прокормить тебя?! – Покорми меня как кормят собаку или ворону!». (Бава Батра). В отношении принимающего в свой дом сироту Талмуд говорит, что такой человек как бы родил и вырастил его (Мегила 13).

Йешуа говорит, что принимающий человека с «детским разумом» - принимает и Его самого, тем самым уничтожает всякую необходимость собственно в иерархии.

От автора. Каждый человек имеет свою истинную личность, но это не «Я». Истинная личность — это то, что на самом деле является нами, это наше чистое, воспринимающее начало. Оно даётся по рождению, затем в процессе развития и возраста, человек обретает большое количество информации, контактируя с миром. Постепенно данную информацию человек начинает ассоциировать с собою, так рождается ложное «Эго». Ложное «Эго» лишает человека взаимодействия с духовной жизнью, которая окружает нас. Происходит это потому, что сознание сконцентрировано на «Я», которое, по сути, является иллюзией.

Занимаясь духовной практикой и исследуя устройство своего сознания, мы приходим к пониманию относительности принятой информации и пониманию сущности истинного «Я». Отойдя от иллюзорного «Я» и информации, которая исходит от мира, на первый план выходит наше естество, данное нам изначально – оно чистое как родниковая вода, оно наполнено миром, любовью и светом – это мы, такие, какие мы есть на самом деле. Только в этом случае приходит истинное понимание ложного «Эго» и нашей истинной сущности. В этом случае мы становимся чистыми как дети, и только в этом случае мы можем воспринимать духовную реальность жизни. Этот процесс происходит не в плоскости ума, достигнутое осознание проявляется в нас как реальный факт – это духовное состояние, которое мы обрели. В этом случае больше не нужно объяснять, что есть ложное «Эго», что есть наше истинное «Я» и что значит «Умалиться, как дети», так как мы являемся воплощённым знанием. Всякая истина является проявленной, когда она становится частью нашего сознания, частью нашего истинного знания. Постигая истину, человек становится просветлённой и освобождённой личностью. Это реальные процессы, которые происходят с нами, не где-то на небе, а здесь на Земле. Мы должны обрести себя и стать самими собою, теми, кем мы были изначально.

Всем мира, любви и добра!