Мама очень хотела счастья для дочери – это была главная цель жизни. Она любила ее безмерно, всячески баловала, наряжала и развлекала. Дорогие игрушки, красивые платья и заколки, различные лакомства – у девочки было все, чего только она могла пожелать. А еще мама ежедневно говорила своей принцессе, что она самая красивая, самая умная, самая лучшая девочка на свете.
И вроде бы все мама делала правильно – дочкам обязательно нужно говорить такое. Вот только подача была очень интересной. Каждый день после детского сада мама внушала девочке:
- Вот видишь, какое у тебя красивое платье? Ни у кого в группе такого платьица нет. Только у тебя.
А если мама вдруг замечала у кого-то что-то лучше, чем у дочери, то тут же заявляла:
- Конечно, у Кристины красивый костюмчик, но ей он совершенно не подходит. Как-то несуразно смотрится на ней.
Или:
- Какие красивые банты у Алены! Жалко только, что волосики у нее реденькие… слишком тоненькие косички для таких заколок.
Конечно, все это говорилось при дочке.
К подростковому возрасту девочка четко усвоила, что она лучше, краше и умнее всех. Мама всегда привечала подруг дочери, с удовольствием с ними общалась, а когда девочки уходили домой, приходила к дочери в комнату поболтать.
- У Светочки такие глаза красивые, - восхищалась она, - жалко только, что нос «подгулял». У девочек носики маленькими должны быть, вот как у тебя, например.
Или:
У Танюшки очень красивая фигурка! От мамы ей досталась – миниатюрная, точеная. А вот черты лица папины, наверное – неприметные, какие-то…
А когда мама приходила с родительского собрания, то весь вечер дома говорили только о дочкиных успехах:
- Нашу Леночку очень хвалила классная руководительница. Уровень ее знаний намного выше, чем у кого-либо в классе! Учителя говорят, что ее ждет большое будущее.
Вот только мамино мнение о дочери было несколько утрированным. Ничего сверхъестественного во внешности Леночки не было. Обычная девочка: круглое лицо, не слишком большие глаза, полные губы, маленький, аккуратный носик, русые, прямые волосы. Училась Лена хорошо, но особыми успехами не блистала – отличницей не была, призовых мест на олимпиадах не занимала. Между тем, в классе были ребята, которые уверенно шли на медали.
Девочка росла с ощущением полного превосходства над другими. Надо сказать, она действительно выделялась на фоне своих подруг. Но не внешними данными, и не умственными способностями. Просто она была выше и полнее своих сверстниц, и отличалась сложным характером. Привыкшая к всеобщему восхищению от родных, она ждала того же и от окружающих. Она требовала к себе внимания, и очень злилась, когда не получала его. А если в ее присутствии выделяли кого-то другого, то ее накрывала волна ненависти к тому, кого хвалили. Со временем подруги стали это замечать и отдаляться – такое общение напрягало.
Студенческая жизнь немного изменила девушку. Она похудела, ее фигура стала женственной. Самоуверенность девицы возросла. Теперь она не молчала о своем превосходстве:
- Ой, ты поправилась! Ты в этом платье, как беременная!, - могла сказать она подруге.
Или:
- Ты так много шампуня расходуешь! Даже я на свои волосы меньше трачу.
И все в таком роде. При каждом удобном случае, она давала понять подругам, что выглядит лучше, что готовит вкуснее, что знает и умеет больше других.
Подруги слушали, удивлялись и… прекращали общение.
Нет, Леночка не осталась в одиночестве – периодически она находит новых подруг, тесно дружит с ними какое-то время, а потом дружба постепенно сходит на нет. Ее окружение постоянно меняется, но поведение остается прежним. Она свято верит, что лучше других. Вот только люди почему-то, пообщавшись с ней, думают иначе – считают ее заносчивой и недалекой.
Хвалить детей нужно обязательно. Но взращивать в них чувство превосходства над другими нельзя. Ни в коем случае. Самооценка должна быть здоровой и адекватной.
Благодарю за внимание!
#отношения в семье #воспитание ребёнка #самооценка женщины #дружба #