Как гласит народная мудрость… вспомнили? Ну вот… А знаменитой шведской поп-группе аккурат стукнуло 40 лет — вернее, с того момента, как она ушла со сцены. Ушла сама, без скандала, на пике славы. Ушла так, что поп-олимп чуточку опустел.
Мне лично все эти долгие сорок лет действительно не хватало чего-то новенького от АББЫ… Уж простите за «славянизм» в лексике и склонение, но эта шведская группа так прочно вошла в сердца советских слушателей, что мы невольно чувствовали ее своей и делали «обрусевшей». Хотя она, кончено, таковой не была. Даже наоборот — она была американизированной штучкой. Двое шведов и две шведки никак не могли пробиться наверх, к славе. Вроде все при них: прекрасный мелодист Бенни Андерссон, изобретательный аранжировщик Бьорн Ульвеус, да плюс две красотки на любой вкус — не по-шведски жгучая и к тому же кудрявая брюнетка Анни-Фрид Лингстад и златовласая Агнета Фельтског — длинноногая квинтэссенция шведской красоты, как ее описывали в туристических буклетах и шпионских романах а ля-Бонд. В общем, «убойный набор», а они все сидят и сидят в глубокой шведской провинции (в музыкальном смысле), то бишь в Стокгольме.
А с другой стороны, где же еще им сидеть с такими-то именами — их и не выговоришь! И не запомнишь. И даже по бумажке не прочитаешь! А тексты — Боже, эти ребята еще и тексты пели на шведском! Да ведь это ни в какие ворота не лезет, тем паче в ворота американизированного шоу-бизнеса!
Ну что ж, от имен своих они так и не отказались, надо отдать им должное, а в остальном подчинились-таки коммерческому расчету. И здравому смыслу, которые и принесли им мировую славу и миллионные гонорары. АВВА стала первой шведской группой, запевшей на английском языке...и тут же выиграла «Евровидение-1974». Сей конкурс тогда еще не стал паноптикумом фриков, как сейчас, да и в музыкальном смысле был «вполне себе», но все равно песня АББЫ «Ватерлоо» стала пиком его творческих достижений — ничего подобного и хитового уже больше никогда не звучало на его подмостках.
Впрочем, среди ингредиентов успеха АББЫ были не только обычные слагаемые — паблисити, космополитизм, реклама и «самая красивая попа Европы», как определил один музыкальный и, видимо, просвещенный критик. После таких слов Агнета уже на каждом концерте хотя бы на пару минут, но обязательно оборачивалась к публике спиной, точнее, самой красивой своей частью, неизменно вызывая в зале бурные восторги. Впрочем, то было время сексуальной свободы, а не сексуальных извращений, и я могу засвидетельствовать: форма соответствовала и прекрасному содержанию, и проникновенному голосу, и захватывающей, томительно-сладкой музыке. В которой всегда звучала пронзительная грустинка, как предчувствие мимолетности всего, что мы зовем прекрасным…
И вот прошло сорок лет с того праздника музыки. Супермузыканты — а так звался один из лучших хитов команды — разошлись, рассорились, разбежались. Казалось, ничто их не в силах вновь соединить — они зачехлили свои инструменты и выключили в студии свет навсегда. И оставили только воспоминания.
Например, такие. Я помню те времена, когда бликующая цветомузыка АББЫ пульсировала вовсю и повсюду, в том числе и на советских новогодних «Голубых огоньках». Я был тогда молодым, даже юным рокером, молился его Величеству Хард-Року, был в «духовной переписке» с Ричи Блэкмором, Роджером Уотерсом, Оззи Озборном, Джимми Пейджем и Манфредом Манном. Для меня и таких, как я, даже Kiss или Dire Straits являлись «детскими группками», но ABBA… АББА была АББОЙ — мы ее «уважали»! И не только потому, что ее «Танцующая королева» помогала «закадрить» очередную симпатичную девчонку — хотя и поэтому тоже. Самое главное, в звуках АББЫ сливались не только сердца и тела, но обязательно — красивая мелодия, мощный ритм на грани «диско» и «блюза» и… та самая пронзительная грустинка! Которая шептала: «Спеши жить!»…
Вот и знаменитые шведы уже прожили большую часть своей жизни «после славы». 40 лет молчания — и вдруг решили воссоединиться. Зачем, почему? Все те же музыкальные критики спорят по данному поводу до хрипоты, ибо прежних ингредиентов успеха в АББЕ уже не найти, а новые к ним явно не прилипнут. Даже если попытаться сделать ремейки в стиле рэпа — не слепится! Даже если отцифровать пожилых музыкантов, «омолодить» их с помощью компьютерной графики и в форме аватаров («ABBAтаров», как называют сами продюсеры) вывести их на сцену где-нибудь посреди Лондона в мае 2022-го…
Послушайте девятый концерт АББЫ «Voyage» («Путешествие»), записанный в этом, 2021 году, и вы поймете без всяких компьютерных ухищрений, а через живую музыку: «45 — и АББА ягодка опять!». Да, это более спокойная, чем раньше, уже «опытная», может, где-то уставшая музыка, но это — МУЗЫКА! Та самая, которой так не хватает в наше тик-токнутое время.
Автор статьи: Вадим Елфимов
Автор фото: Твитер ABBA Voyage и из открытых источников