Найти тему
Sovanimation

«Девочка и дельфин». Карандашная элегия Розалии Зельмы

Привет! Это канал, посвящённый советской (и не только) анимации. Мы смотрим старые мультфильмы, вспоминаем о людях, которых их сделали, и размышляем, какое место они заняли в истории мирового аниматографа. Присоединяйся!

Розалия Зельма – определённо художник с яркой творческой индивидуальностью. Она не всегда снимала равномерно хорошие фильмы, но что ей всегда удавалось, так это создавать притчевые сюжеты с мягким карандашным рисунком и обобщённым, но всегда таким поэтичным сюжетом. Иногда неконкретность происходящего и его избыточный метафоризм влияют на её творчество не с лучшей стороны (и мы об этом ещё когда-нибудь поговорим), но именно эти черты и оказываются такими привлекательными в авангарде её творчества.

Глядя на «Девочку и дельфина», становится особенно обидно за совершенную неразработанность киноведения в области советской анимации. Обычно объектами анализа становятся ограниченный набор фильмов уже признанных классиками (Норштейн, Хржановский, Хитрук, Иванов-Вано и ещё десяток других имён), либо в связи с разработкой какой-нибудь темы – вроде «эпохи застоя» в анимации, фантастики, образа Деда Мороза и так далее. И потому деятели вроде Розалии Зельмы остаются несколько в стороне, хотя вот конкретно в её случае малоизвестность удивительно: Зельма почти всегда снимала немые фильмы (или фильмы, которые легко переозвучить, не соотносясь с липсингом – движением губ – персонажей) на обобщённые поэтические сюжеты. Это ведь как раз именно то, что обычно позволяет преодолеть, например, языковой или какой другой барьер…

«Девочка и дельфин» не первая режиссёрская работа Розалии Борисовны: до неё она ставила фильм «Мальчик и девочка». Это была такая же немая полуромантическая (и уж точно сентиментальная) история, выполненная карандашом; но тогда Розалия Зельма ещё не работала с художницей Татьяной Абалакиной, поэтому в конкретно том мультфильме облик персонажей немножко носил на себе тень условности и карикатуры: формы были проще, штриховка – не столько проработанная, а постановка света – не такая мастерская. Это не значит, что Зельма не умела рисовать, просто по-настоящему зрелые свои работы она ставила совместно с Абалакиной, добавлявшей в её нежный карандашный рисунок больше детализации и глубины.

-2

Хочется хвалить именно рисунок, а не анимацию, потому что анимация мультфильма… довольно слабая. Большая часть кадров просто статичные и в отдельные моменты их смена напоминает слайд-шоу; а там, где движение всё-таки есть, слишком мало фазовки, и поэтому анимация объектов клипается от ключевого кадра к ключевому кадру, как при стоп-моушене, только хуже, поскольку паузы между фазами слишком заметны. Ну то есть представьте себе, как будто бы вы в жизни не плавно протягиваете руку, а выдвигаете её резкими, но короткими движениями, замирая на секунду после каждой итерации. Это сразу делает анимацию слишком рваной и механистичной.

Но, справедливости ради, она такая не везде и не всегда. Начальные сцены на пляже, наоборот, довольно плавные и гармоничные, передающие медитативность приморского берега, бега волн, красоту морских жителей… Начало в принципе самая ударная сцена всего произведения; конечно, было бы странно снимать мультфильм только про то, как девочка чуть не утонула, а дельфинчик её спас, но именно эта сцена в итоге создаёт тот знаменитый видеоряд, ассоциирующийся с этим произведением: крупный портрет прекрасной ясноглазой девчушки, её игра с дельфином, подводный полёт (иначе не назовёшь) дельфина в морских волнах… И всё это – под прекрасную музыку Эдуарда Артемьева. Сейчас, правда, ухо отмечает синтетическое звучание открывающей мелодии, но она не сильно режет ухо. Наоборот, делает просмотр мультфильма особенно запоминающимся.

-3

К сожалению, к вводной сцене добавляется весь остальной фильм – скучное нравоучение о жестокой природе человека и про то, как невинная душа спасёт дух природы от позорной эксплуатации. «Освободите Вилли», «Спирит Непокорный», «Аляска» – вы и без меня продолжите этот смысловой ряд. Но дело даже не во вторичности сюжета – какая, в конце концов, разница, насколько он оригинален? Нет, просто «Девочка и дельфин» не добавляют к этому сюжету ничего своего, кроме прекрасного рисунка и замечательной музыки. Это может впечатлить лишь людей, которыми в принципе легко эмоционально манипулировать, а остальным примитивное следование обрыдшему сюжету из экологических фильмов 80-х может показаться скучным и невдохновенным…

Если он, конечно, не падёт под красотой рисунка Розалии Зельмы.

-4

К сожалению, есть одна серьёзная проблема, сильно портящая впечатление от работы художников. «Девочка и дельфин» – один из тех мультфильмов, которых просто не существует в хорошем качестве. Никто не восстанавливал плёнку, не очищал её от шумов… Да что там, найти скриншоты в хорошем, не замыленном качестве – это та ещё задачка (и это при том, что в восьмидесятых кадры мультфильма переносились на открытки). Поэтому все существующие версии мультфильма сильно расфокусированы и отдают неприятной желтизной, сильно деформирующей восприятие визуала. Получается, что «Девочка и дельфин» очень красиво нарисован, но это едва ли увидишь – за шумом, крупными «зёрнами» и серовато-желтоватым отцветом, ассоциирующейся со старой выцветшей книгой.

«Девочка и дельфин», вопреки сложившемуся мнению, не тот фильм, который понравится всем. Это красивая сказка, немного слишком уходящая в сентиментальную мелодраму – примерно как многие точно такие же аллегорические сказки, которые лишь пытаются казаться умными, но на деле просто создают прямолинейные метафоры с очевидной моралью. Но, тем не менее, этот жанр востребован – и многим простодушная прямолинейность «Девочки и дельфина» может искренне понравиться, и это здорово: всё же ни о чём плохом мультфильм не говорит. Возможно даже сможет оставить свежее и яркое впечатление на души особенно чувствительных детей – кто знает? Но, мне кажется, не за счёт собственной истории, а исключительно благодаря невероятным рисункам Розалии Зельмы и музыке Эдуарда Артемьева.

Всё-таки недаром же люди до сих пор вспоминают песню «Говорят дельфины».

#советские мультфильмы

#мультфильмы ссср

#музыка из советских мультфильмов