Кто из детей мечтает стать аудитором? А бухгалтером? Может быть менеджером? Или юристом? Все верно, таких детей не бывает. Все дети мыслят себя лишь в творческом, созидательном ключе. Бытует такое мнение, что все дети рождаются ангелами, людей из них делаем мы, взрослые. Относительно профессиональной ориентации это утверждение часто справедливо. Теперь представьте себе очень творческого ребенка, который хотел петь, танцевать, рисовать, конструировать, но родители решили связать его жизнь, например, с финансами. Определили на факультет «финансы и кредит». Будучи умным, ребенок освоил эту специальность, и даже заработал много-много денег (собственно, чего и хотели родители). И вот такой человек уже в зрелом возрасте начинает строить дом или квартиру… Догадались, к чему я веду? Что будет происходить на стройке? Вот именно — весь тот нереализованный творческий потенциал явит себя миру! Да, неумело, порой, откровенно нелепо — но ведь этот потенциал находится в зачаточном состоянии, он не получил развития. И вот здесь мы подходим к истинной функции российского архитектора (именно российского, так как социология показывает, что у нас творческий потенциал один из самых высоких в мире). На самом деле современному рынку вовсе не нужен человек, который строит здания. Точнее, просто навыков проектирования недостаточно. Сегодня востребован тот, кто сможет обуздать, упорядочить весь тот буйный поток фантазии, который проявится у заказчика. И в этом деле гораздо полезнее окажется Фрейд, нежели Корбюзье. Школа дипломатии Лаврова тоже очень пригодится. Дело усугубляется тем, что разница в доходах между архитектором и заказчиком колоссальна, но, в отличие от многих других стран, у нас с финансовым расслоением общества, возродилось и сословное. Тяжелое наследие крепостного права, для искоренения которого на ментальном уровне 70-и лет оказалось не достаточно. Однако, если архитектор ведет себя хоть сколько то заискивающе, его авторитет будет утерян, и заказчик неизбежно реализует его руками свою задумку. И крайне редко она будет представлять собой что-то приличное — все-таки, для возведения красивых, гармоничных сооружений, одного лишь чувства вкуса недостаточно. А если и чувства вкуса нет? И архитектор выполняет лишь утилитарную функцию чертежника, не смея перечить? Тогда беда. Причем, и архитектурная, и психологическая (модель «хозяин-раб» всегда травмирует психику, и привыкнуть к этому нельзя), и социальная (чем больше раболепствуют низы — тем больше самодурствуют верхи). Как видите, задача не просто сложная — сложнейшая, требующая огромного количества навыков и знаний в различных сферах. Выстроить удобоваримые и эффективные взаимоотношения с совершенно разными психотипами, в условиях социального расслоения, способны в наше время единицы. Но только способность влиять на заказчика позволяет перейти из разряда чертежников в архитекторы, и реализовывать собственные проекты, а не расчерчивать чужие идеи.
В данном случае спорам не было конца — каждое решение архитекторов нужно было аргументировать и отстаивать. Собственно, для нас этот процесс привычный, и обычно удается реализовать собственное видение, избежав архитектурных ошибок, как на планировочном этапе, так и в объемно-пространственном решении. Мы сделали полную 3D модель офиса, проработали каждое помещение, каждое из которых многократно менялось в связи с подключению к обсуждению руководителей отделов. Но в итоге нам удалось выработать решение, устроившее всех.
Текст: Павел Сапов