Со временем частью постоянного джазового арсенала стали такие музыкальные инструменты, как фортепиано, барабаны, контрабас и саксофон.
Сегодня я расскажу Вам о редких и необычных инструментах в джазе и музыкантах, которые используют их, в основном, для создания эффектов и придания оригинальности звучания конкретной композиции. Такой подход к музыке демонстрирует свежий и необычный взгляд на стиль и характер игры.
Волынка
Самым необычным инструментом для джаза можно считать волынку. Наиболее часто используемая в наше время – так называемая «шотландская волынка», и если джазовый музыкант решает играть на волынке, то он выбирает именно этот тип инструмента.
Самый интересный опыт игры на волынке, пожалуй, у Руфуса Харли (Rufus Harley). Он записал несколько альбомов на лейбле Atlantic Records, но, возможно, его поистине уникальная работа была выпущена в 1972 году – запись с живого концерта Re-creation of the Gods на лейбле Transparency. Пластинка записана строго в традициях соул-джаза с изрядной долей спиричуэла и грува.
Укулеле
Другой музыкальный инструмент, который достаточно редко встречается в джазе, это укулеле – четырёхструнная щипковая лютня. Первыми на ней стали играть в Португалии и на Гавайях.
Сторонников укулеле как инструмента немного, и тем более нет тех, кто играл бы на нем лучше Лайла Рица (Lyle Ritz). Джазовым шедевром по-прежнему остаётся его первая пластинка How About Uke? 1957 г.
В руках Рица укулеле звучит нежно и мягко, высекая элегантные и гибкие линии, которые удивительно гармонично сочетаются с мужественной манерой игры флейтиста Дона Шелтона (Don Shelton).
Арфа
Арфа имеет богатую историю в классической западной и восточной культуре, но применение её в джазе было не больше, чем «диковинкой», до появления Дороти Эшби (Dorothy Ashby).
Получив профессиональное образование пианистки, Эшби обратила внимание на арфу практически в самом начале своей карьеры. Она записала несколько восхитительных боп-ориентированных альбомов в 1950-60-е годы. Главный её альбом Afro-Harping был записан в 1968 г.
Аккордеон
Ассоциируясь в большей степени с аргентинским танго или европейским фолком, аккордеон всё-таки сумел занять место в рядах джазовых инструментов благодаря Ришару Гальяно (Richard Galliano).
Разрушив стереотипы, француз первым исполнил на нём гениальные импровизации. Лучшей его пластинкой стала French Touch 1998 г., на ней Гальяно продемонстрировал импровизацию и виртуозность игры, доказав право включить аккордеон в список джазовых инструментов.
Фагот
Несмотря на то, что этот необычный инструмент является порождением западной культуры, виртуозных игроков на нём можно пересчитать по пальцам.
Самый опытный и творчески плодовитый из всех – Майкл Рабинауиц (Michael Rabinowitz). Будучи оркестрантом в бэнде Мингуса, он записал с полдюжины великолепных альбомов, но Gabrielle’s Balloon 1977 г. остаётся неоспоримым шедевром среди других его работ.
Рабинауиц сольно исполняет партию духовых и демонстрирует поразительную ловкость игры, рисуя извилистые линии мелодии вокруг динамичной ритм-секции.
Мультиинструменталист-Аркадий Шилклопер
Аркадий Шилклопер — один из лучших в мире импровизирующих исполнителей. Этот уникальный российский музыкант выступал с Лайонелом Хэмптоном, Стиви Уондером, Лью Солоффом, Элвином Джоунсом, Хэрбом Эллисом, Хоуардом Леви, Луи Склависом, Раби Абу-Халилом, Пьером Фавре, Энрико Рава, Бобом Стьюартом и др.
Начиная с 1998 г., визитной карточкой Аркадия Шилклопера стал редчайший для импровизационной музыки инструмент — альпийский рог.
Мастер игры на уникальных инструментах, Шилклопер - истинный мультиинструменталист, отлично владеющий валторной, флюгельгорном и корно дель качо. В его музыкальном арсенале есть инструмент, сделанный специально для него — единственный в своем роде корно пастуриччио.
Музыкант чередует фантастические сольные концерты и туры с гастролями в составе различных ансамблей, прекрасно вживаясь в чужую музыку и вдохновенно играя собственную.
Конечно, список редких инструментов и исполнителей в джазе можно продолжать. И я буду рада вашим предложениям и дружеской поддержке.