Продолжаем рубрику с разными подборками. Теперь "Музейный сноб" расскажет, куда стоит наведаться, когда московские музеи изучены вдоль и поперёк. Решили собрать нестандартные места со странным неймингом, архитектурой или локацией, чьи коллекции заслуживают внимания. По просьбе редакции новый список составила искусствовед Ксения Коробейникова, которая в свободное время исследует малоизвестные музеи и фиксирует их в своем канале «ку-ку». А вообще занимается продвижением современного искусства в агентстве «Схема», до этого проработав в «Гараже».
Музей органической культуры в Коломне
Закладывайте на посещение уикенд, потому что Музей органической культуры — это целое собрание музеев: искусств XX—XXI веков, российской фотографии, традиции, DIMA (псевдоним Дмитрия Ракитина, парижского художника-аутиста с международной известностью). Все объединены одной концепцией, которая отражена в названии и связана с Михаилом Матюшиным. Его работы, как и вещи Франциско Инфанте, Вячеслава Колейчука, Владимира Стерлигова, представлены в Музее искусств и выезжают на выставки ведущих музеев: корневые скульптуры Матюшина были на «Грядущем мире» в «Гараже».
Не пропустите музей истории фотографии с редкой коллекцией дагерротипов, произведений Вильяма Каррика и пикториалистов. Летом в Музее устраивают фотошколу.
Музей фресок Дионисия в Ферапонтово
В Ферапонтовом мужском монастыре сконцентрировано максимальное количество (600 кв. м.!) сохранившихся росписей Дионисия. Это один из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Удлиненные силуэты, парящие фигуры, изысканное сочетание цветов (отдельная экспозиция посвящена тому, как их добывали) — его отличительные черты. А сам памятник отличает полная сохранность. Авторская живопись не поновлялась: еще в советские годы были разработаны научно-исследовательские и консервационные методы, позволившие сохранить состояние левкаса (белый грунт, которым иконописцы покрывали доску) и красочный слой.
Историко-архитектурный комплекс «Теремок», более известный как усадьба Талашкино под Смоленском
Местная меценатка Мария Тенишева знала, чем заманить в неближний свет выдающихся художников — щедрым гонораром и практически полной творческой свободой. Как результат — колоритный «Теремок» Сергея Малютина с его же мебелью, акварелями Михаила Врубеля и керамикой Николая Рериха. Причудливых форм церковь св. Духа с его мозаикой может соревноваться по нестандартности форм и интерьера разве что с Марфо-Мариинской обителью или храмом в Абрамцеве.
Музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске
Ключевая площадка по презентации совриска в Сибири, где проводят Красноярскую музейную биеннале. Ее самым заметным выпуском руководил экс-директор Австрийского культурного форума в Москве Симон Мраз. Внешне здание перекликается с местным природным заповедником «Столбы». Силуэты напоминают скалы на берегу Енисея, внутри — лабиринт с множеством площадок и уровней. Самые обескураживающие — так называемые «Красные залы», настоящий памятник позднесоветской дизайнерской мысли. В основу экспозиции легла биография Ленина (изначально это был 13-й филиал Центрального музея вождя) и экспресс-история страны до момента открытия музея в 1979 году. С вкраплениями современного искусства, в том числе созданного в этом регионе.
Музей-заповедник «Ростовский кремль»
Два часа от Москвы — и вы в музее церковных древностей, как называлось это место в конце XIX века при открытии. Галереи фресок Гурия Никитина и корпус произведений ДПИ, а также памятники письменности, безусловно, интересны. Но едва ли не больший интерес для многих специалистов представляет коллекция русского авангарда (архитектор экспозиции Юрий Аввакумов). Супрематические композиции Малевича, «Зелёная полоса» Розановой, пейзажи Лентулова и Фалька… Список можно долго продолжать. Подлинность некоторых работ не подтверждена и они с соответствующим комментарием выставлены без стеснения в отдельном зале, что является исключительным случаем в российской музейной практике.
Ивановский историко-краеведческий музей имени Бурылина
Тот случай, когда уикенда мало, поскольку здесь пять музеев в одном: первого Совета, семьи Бубновых (местные купцы, один из которых стал знаменитым революционером), писателя Фурманова, промышленности и искусства, ивановского ситца. Последние два соединены подземным туннелем, где музей промышленности и искусства проводит временные выставки. Что касается музея ситца: во-первых, это прекрасный памятник модерна; во-вторых, здесь можно проследить историю всей страны через ткани, самые дивные из них связаны с русским авангардом. Обратите внимание на нестандартную экспозиционную архитектуру: она имитирует станки для создания ситца.
Природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье» в Воронежской области
Именно здесь расположено имение князя Урусова в повести Владимира Сорокина «День опричника». Живописный музей под открытым небом, где у слияния рек Дон и Тихая Сосна раскинулось Маяцкое городище IX-X веков (остатки средневековой хазарской крепости и некрополь), памятники эпохи раннего железного века, бронзы, неолита и много чего ещё. Местная жемчужина — пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери XIX века. Вокруг не просто природа, а редкие степные экосистемы, меловые ландшафты со столбами-останцами и каньонами, богатый растительный (более 250 видов растений, в том числе из Красной книги) и животный миры. Не удивляйтесь зайцам, лисам и летучим мышам.
Самый незаурядный памятник деревянного зодчества, только что прошедший любопытную реставрацию. Кижи — это погост, состоящий из сотни островов с извилистыми берегами и особо ценными памятниками культурного наследия. Ходит легенда, что Преображенская церковь построена без единого гвоздя и одним мастером за месяц. Подтверждений не найдено, но 22 главки, оберегаемые громоотводами и нестандартными водоотводами, нигде в русском зодчестве больше не повторялись. Местный иконостас сохранился благодаря искусствоведу из финской армии Ларсу Петтерсону. То, что было уничтожено, сейчас оживает с помощью новых технологий, которые воспроизводят росписи ровно на тех местах, где они были изначально.
Музей нижегородской интеллигенции
Четыре года назад Артём Филатов развернул здесь выставку «Обратно домой» и получил за неё «Инновацию». Многие недоумевали, что за музей такой и почему интеллигенцию куда-то сдали. Изначально это был музей-квартира сестер Невзоровых — революционерок, у которых в 1900 году останавливался Ленин. После распада СССР, когда с вождем пролетариата окончательно перестали церемониться, локацию решили переименовать в Музей нижегородской интеллигенции. Его директриса нашла связь места с писателем Бобырыкиным, который якобы первым у нас начал использовать это слово, и воссоздала здесь обстановку конца XIX века. К сожалению, сейчас экспонаты спрятаны в запасники, а сам музей закрыт на реконструкцию. Но можно изучить его снаружи, прогуляться по уникальному деревянному кварталу вокруг него и погрузиться в контекст с Артёмом Филатовым, если он согласится провести вам экскурсию.
Музей-заповедник «Зарайский кремль»
Самый уютный из российских кремлей, с трогательными палисадниками, гамаками и качелями, — хотя он и считается памятником оборонного зодчества XVI века. Стоит заложить время на экскурсию по стенам и башням, а также по музею: там первоклассная коллекция мебельного искусства, керамики и графики. Не пропустите автопортрет Рембрандта, парадный портрет графини Келлер кисти Бакста, а также Зарайского бизона. Статуэтки из бивня мамонта, которую нашли при раскопках местной верхнепалеолитической стоянки и которую специалисты признали редчайшим предметом искусства эпохи ледникового периода. В 2013 году он выставлялся в Британском музее и показывался королеве Елизавете II. Та, говорят, даже заплакала, когда осталась с ним наедине.
Сад-музей «Дерево Дружбы» в Сочи
Самая тайная локация в городе-курорте, потому что все туристы первым делом идут в парки «Дендрарий» и «Ривьера», — где нет ни удивительного ботанического сада, который возможен только в субтропиках. Ни здания в стиле советского модернизма, которое проектировала и строила моя прабабушка с оглядкой на Ле Корбюзье. Местную садовую опытную станцию, ныне НИИ цветоводства и субтропических культур основали по «велению» Александра III. В советские годы все отдали под крыло гениального ученого Федора Зорина, который и создал на базе НИИ «Дерево Дружбы». Это чудо селекционирования, которому поставили более 600 прививок разных цитрусовых (получился целый сад в кроне одного дереве!). Помимо Зорина, это сделали академики, деятели культуры, президенты, приезжающие в Сочи со всего мира. А ещё они дарили произведения искусства и даже горстки земель из представляющих особую ценность музеев, заповедников и литературных усадеб. Так что и вы не проезжайте мимо, если окажетесь рядом.
Подписывайтесь на "Музейный сноб" – главный Telegram-канал о музеях и канал "ку-ку" – о неочевидном в культуре и искусстве