Найти тему

Хребет Турана, великий и опасный. 1982 год

Я во времена своей молодости (80-е годы) служил в ж/д войсках на БАМе, сейчас я военный пенсионер и пишу воспоминания о жизни в СССР и службе на дальнем востоке. Вот ещё одна из них.

Когда мы с балластировкой подошли к хребту Турана, я был поражён его величием. До нас здесь потрудились батальоны механизации. Они взорвали и разработали тысячи кубов скальной породы, проделав в сопках выемки глубиной до 25 метров с почти отвесными стенками.

Мостовики возвели виадук с металлическими пролётами, длинной метров 250-300 и высотой около 30-40 метров.

Под виадуком протекал ручеёк метров 5 шириной и его можно было перейти в брод по колено. Под виадуком в берега ручья вертикально были воткнуты два рельса. Толи их уронили, когда укладывали рельсы на мосту, толи, скорее всего, когда путеукладчик подошёл к мосту (рельсы на нём скорее всего уже были зашиты), пришлось пилить рельсы, чтобы состыковаться. Обрезки рельсов просто скинули с середины моста вниз, для большего эффекта. Они застыли там навечно как памятник, и никто их не стал вытаскивать. Как они туда воткнулись на самом деле, история умалчивает.

Слева от железной в нескольких десятках метров проходила притрассовая автодорога, и выемку под неё конечно не взрывали.

Подъём на хребет был очень крутой, и зимой, если машина не добравшись до верха, пробуксовывала, то её начинало стаскивать вниз.

Бульдозером по всей длине подъёма прорыли в мягком верхнем слое грунта выемку примерно около метра глубиной, борта которой не давали машине встать поперёк и с катиться кубарем вниз.

А внизу узкий мостик через ручей. Кто на него, скатываясь задом, попал, тот на коне, а кто промахнулся - лёг на бок в ручей.

Рядом с мостиком вверх колёсами в ручье лежал сгоревший бензовоз УРАЛ. Выжил ли водитель, мне неизвестно.

Укладка пути продвигалась вперёд и полевой штаб бригады (вагончики), нужно было перевезти вперёд на новое место.

У нас в батальоне был бортовой КрАЗ-257. Водителю, солдату-дембелю, была поставлена задача перевезти все вагончики и сразу ехать домой.

Последний вагончик оказался самый длинный, и при подъёме на хребет, свисающий край перевесил, и передние колёса взмыли вверх. Майор старший машины, пулей вылетел из кабины с высоты больше двух метров. Солдат не растерялся и на двух задних мостах, с висящими передними колёсами довёз машину до вершины хребта. После выгрузки вагончика на новом месте, солдата, как и обещали, первым отпустили на дембель.
А майора ещё долго подкалывали сослуживцы.