Вторжение Гитлера в СССР вызвало переоценку ценностей и изменило отношение военного времени. Советское правительство, не колеблясь, стало в настоятельных и резких выражениях требовать от Англии отправки ему военных материалов, которых так не хватало ее собственной армии. Оно настаивало, чтобы Соединенные Штаты переадресовали им максимальное количество различных материалов, на которые рассчитывали англичане.
Они были вынуждены поступиться очень значительным количеством своего вооружения и жизненно важных материалов всевозможного рода, включая каучук и нефть. На них в некотором роде пало бремя организации конвоев судов для перевозки английских и в еще большей степени американских поставок и доставки этих конвоев в Мурманск и Архангельск. Все американские поставки фактически выделялись из того, что уже было успешно доставлено или должно было быть доставлено нам самим через Атлантический океан.
Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы:
- преленд-лиз» — с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 (оплачен золотом);
- первый протокол — с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941);
- второй протокол — с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942);
- третий протокол — с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943);
- четвертый протокол — с 1 июля 1944, (подписан 17 апреля 1944), формально завершился 12 мая 1945, но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией, в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания войны в Европе (то есть 8 августа 1945).
Япония капитулировала 2 сентября 1945 года, а 20 сентября 1945 все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены. Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941 — 1942 гг. обусловленные обязательства постоянно не выполнялись, положение нормализовалось, начиная лишь со второй половины 1943 года. Из обещанных Англией 800 самолетов и 1000 танков, которые СССР должен был получить в октябре-декабре 1941 г., поступило 669 самолетов и 487 танков. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолетов, 783 танка, в 3 с лишним раза меньше обещанных, а также 16502 грузовых автомашин, то есть в 5 с лишним раз меньше, чем было запланировано.
Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5% общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным. Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40% всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15% отправленных грузов из-за деятельности Люфтваффе и Кригсмарине оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2 недель.
Груз с северными конвоями шел также через Архангельск и Молотовск, откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину еще не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР.
Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток. Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено 2972 тонн грузов. Чтобы увеличить объемы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80-90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 — до 200 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors. Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хорремшехре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе.
Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому — через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов.
Конец 1942 года был ознаменован в арктических водах смелой операцией английских эсминцев, эскортировавших конвой в северный СССР. Между январем и мартом, в оставшиеся месяцы почти непрерывной темноты, еще два конвоя (42 и 6 судов), вышедшие в разное время, отправились в это опасное плавание. 40 судов добрались до пункта назначения. В течение того же самого периода 36 судов благополучно прибыли из русских портов, 5 судов было потеряно. Возвращение дневного света облегчило противнику нападения на конвои. То, что осталось от германского флота, включая «Тирпиц», было теперь сосредоточено в норвежских водах и представляло страшную и непрерывную угрозу на значительной части пути. К тому же Атлантический океан по-прежнему оставался решающим театром войны на море, и в марте 1943 года борьба с немецкими подводными лодками близилась к своему критическому пункту. На эсминцы легло непосильное бремя. Отправку мартовского конвоя пришлось отложить, а в апреле адмиралтейство предложило — и Черчилль согласился, — чтобы снабжение СССР этим путем было прекращено до осенней темноты.
Естественно, что Советское правительство должно было неодобрительно отнестись к прекращению посылки конвоев, в которых так остро нуждались его армии. Вечером 21 сентября Молотов вызвал Английского посла в Москве и попросил возобновить движение конвоев. Он указал на то, что итальянский флот перестал быть угрозой и что немецкие подводные лодки ушли из Северной Атлантики на южный путь. Персидская железная дорога не обладает достаточной пропускной способностью. В течение трех месяцев Советский Союз вел широкое и весьма напряженное наступление, однако в 1943 году он получил менее одной трети снабжения прошлого года. Поэтому Советское правительство настаивает на срочном возобновлении движения конвоев и надеется, что правительство его величества примет все необходимые меры в ближайшие несколько дней. Вечером 29 сентября 1943 года вопрос о возобновлении движения конвоев практически решен в благоприятном смысле.
Значение поставок было весьма велико: Уже в ноябре 1941 года в своем письме к президенту США Рузвельту И. В. Сталин писал:
«Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом».
Американская помощь по ленд-лизу имела свое значение, но не она решила исход войны, как это пытаются утверждать некоторые западные историки. Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК и создания армии. Объем американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд долларов США.
Список источников и используемой литературы
- «Вторая Мировая война (Мемуары)» Уинстон Черчилль. Москва. Военное издательство. 1991г. Том III Стр181-184.
- «Вторая мировая война. Актуальные проблемы.»/Отв. О.А. Вишневский. – М., 1995
- «Ленд-лиз: как это было», В. Зимонин 26.10.2006, газета «Красная Звезда»
- «Новое об англо-советском сотрудничестве в годы Великой Отечественной войны». Сигичев Ю.Б. Новая и новейшая история №2 2000г
- «Сто сорок бесед с Молотовым» Чуев Ф.М. Издательство Терра 1991г.
- «Переписка Председателя совета министров СССР с президентами США и премьер Министрами Великобритании во Время великой отечественной войны» Москва. 1998г.