Найти тему

Рыжий взгляд в Конституцию. Часть 3

Часть 1

Часть 2

Мяу, Мои покорные слуги. Как Я и предполагал, ни 7-го, ни 8-го ноября никакого проекта новой Конституции Беларуси (или изменений в старую – мнения в этих Рабских тырнетах разнятся) для обсуждения не появилось. И в этой новости есть плюс. Спросите Меня, как? Отвечаю: как ни странно.

Плюс в том, что мы имеем дополнительное время на обсуждение уже знакомых текстов (первый, второй, третий). Кто не читал первые две части – ознакомьтесь, здесь повторять не буду. Теперь носы в тексты и нюхаем дальше.

Плюс в том, что мы имеем дополнительное время на обсуждение уже знакомых текстов (первый, второй, третий). Кто не читал первые две части – ознакомьтесь, здесь повторять не буду. Теперь носы в тексты и нюхаем дальше.

Парламент. Сразу оговорюсь: уместно вынюхивать каждую палату в отдельности.

Во-первых, система избрания. По действующей Кн, все депутаты нижней палаты – мажоритарщики, лично победившие в своих округах. Проект КК эту норму оставляет и состав (110 депутатов) тоже оставляет. Проект ГС поступает, Я бы отметил, нестандартно. Сейчас модно говорить об оптимизации расходов бюджета, сокращении госаппарата и вот это вот всё. А ГС, наоборот, увеличивает число депутатов до полутора сотен. Хотя и вводит полностью пропорциональную систему голосования (партийные списки). По Мне, было бы логично ввести смешанную систему выборов (ССВ). Она и партии активизирует, и, надеюсь, не даст Нацсобранию превратиться в арену денежных мешков. По количеству депутатов – увеличить целесообразно именно под ССВ.

Избрание Совета Республики в действующем тексте и проекте КК остаются. В ГС предложили мажоритарку. Правда, непонятно, как это будет происходить. Конкретный ответ отдан там на откуп будущему закону о Нацсобрании или о конкретно верхней его палате (ст.91 проекта КК).

Во-вторых, усиление законодательной ветви, подобно остальным ветвям, Я связываю с кадровыми вопросами. Сделаем небольшую таблицу, как была во второй части касательно Президента:

1) Палата Представителей:

Сравнительная таблица полномочий Палаты Представителей
Сравнительная таблица полномочий Палаты Представителей

Мягко говоря, Сам удивлён такой «никакой» кадровой компетенцией нижней палаты. Ладно, посмотрим на верхнюю:

2) Совет Республики:

Сравнительная таблица полномочий Совета Республики
Сравнительная таблица полномочий Совета Республики

Не настолько всё печально, хотя и тут есть что сказать. Вообще, обе палаты нуждаются в расширении кадровых полномочий. Проект ГС это как раз начал, но мы пойдём дальше. Я бы предложил дать нижней палате право согласовывать либо не согласовывать назначение всех членов Совмина, кроме силовых (министров обороны, МВД, МЧС и председателя КГБ – они остаются квотой Президента и назначаются им единолично). Мнение о расширении компетенции верхней палаты у Меня совпадает с проектом КК. За исключением разбивки квот на КнС и ВС. Не по шесть (шесть – Президент, шесть – Совет Республики), а по четыре (Президент, Палата Представителей и Совет Республики). При этом каждая из палат именно избирает, а не назначает членов вышеуказанных судов.

По временным декретам. Оба проекта – и КК, и ГС – предлагают этой возможности Президента лишить от слова вообще. Не могу поддержать это, поскольку случаются ситуации, когда «промедление смерти подобно». Никто не даст гарантии, что обстановка будет в перспективе хотя бы такой же, как сегодня. Но и Президенту не стоит злоупотреблять своими полномочиями. А потому Я вижу смысл в изменении процедуры их – временных декретов, имеющих силу закона (ВД), – принятия. По действующей Кн, ВД сохраняют силу, если не будут отменены большинством не менее двух третей от полного состава каждой из палат (ст.101). Как по Мне, ВД вступают в силу, если будут одобрены не менее чем двумя третями от полного состава каждой из палат (как вариант, можно для большей оперативности предусмотреть обязательное совместное заседание палат при рассмотрении ВД). Ещё один обсуждаемый вопрос здесь – не в трёхдневный срок (это может оказаться слишком долго), а в течение суток с момента издания ВД. В общем, варианты корректировки в сторону большей коллегиальности есть.

Кое-где в экспертных кругах пахнет однопалатным Парламентом. Скажу так: главных ролей у Совета Республики две - территориальное представительство и дополнительная инстанция при принятии законов и кадровых согласованиях/назначениях. И вторая роль - точно не менее важна, чем первая. А то и более. Поэтому вторую палату оптимизировать было бы слишком, но сократить количество членов можно. И, раз появляется полпред Президента в каждой из палат, то целесообразно отменить квоту главы государства (по действующей Кн, Президент назначает 8 сенаторов в дополнение к избираемым). Тогда из нынешних 64 остаётся, скажем, 42 - по шесть от областей и Минска. Даже лучше по пять, чтобы исключить потенциальную "ничью" при голосовании.

Ещё пара слов о Совмине, и на сегодня – баиньки. Итак, здесь речь вновь о кадровых полномочиях. По действующей Кн, все назначения и отставки в Совмине осуществляет Президент за исключением назначения самого Премьера (такое решение принимается с согласия нижней палаты Нацсобрания). Компетенция Правительства доходит максимум до назначения заместителей министров и госкомитетов, и то – по согласованию с Президентом и не во всех министерствах и госкомитетах. Мягко говоря, этого маловато.

Усиление роли Совмина в госсистеме понимают и КК, и ГС. Проект последних, правда, как и с парламентом, отдаёт кадровые вопросы будущему закону о Совмине и особой конкретики не содержит. КК, в свою очередь прописала, что (ст.106 проекта КК) Премьер вносит Президенту предложения о структуре Совмина и кандидатурах его членов. По такой логике готов предположить, что замы министров и госкомитетов планируется назначать Премьером по представлению конкретного министра/главы госкомитета. Опять же, кроме силовых (почему – Моё мнение см.выше). Проект ГС, кстати, хотя и отсылает все вопросы в закон, исключил из полномочий Президента формирование структуры Правительства и тамошние кадровые вопросы. Тоже показатель.

Я бы выступил за такую цепочку:

1) Президент с согласия Палаты Представителей назначает Премьер-министра;

2) назначенный Премьер представляет свою команду на согласование нижней палате;

3) поле получения согласия (см.п.2) проекты указов о назначении ложатся на стол Президенту.

Можно рассмотреть вопрос о полпредах Совмина в палатах Нацсобрания. Остальные нюансы правительственной работы действительно стоит отнести к закону, чтобы не загромождать Конституцию.

Впрочем, загромождать мозги на сегодня тоже достаточно. В следующий раз поговорим о местной вертикали.

Мяу!

#кошмарсик #рыжий взгляд