Найти в Дзене
Ольга Кошелева

Как видно на фото, мотосалон 1902 года в Хрустальном дворце был посвящен в первую очередь автомобилям.

Как видно на фото, мотосалон 1902 года в Хрустальном дворце был посвящен в первую очередь автомобилям. И все же туда удалось протащить несколько новеньких мотоциклов, которые немедленно вызвали огромный интерес публики. Производители устраивали на территории вокруг выставочного зала показательные заезды. Ручаюсь, изрядное число мальчишек тогда «заболели» мотоциклами – как и я сам после похода на мотовыставку 75 лет спустя. В детстве у меня было одно главное увлечение, которому я посвящал все свое время: разглядывание мотоциклов. К десяти-одиннадцати годам я мог с лету назвать модель, производителя, характеристики двигателя и все особенности конкретной модели любого мотоцикла, который мельком увидел из окна машины. Кроме меня, это никому не было интересно, но я все равно выдавал на-гора эту информацию. Рассматривать мотоциклы, находиться поблизости, бродить среди них, словно среди пасущихся антилоп в африканской саванне, – почти так же захватывающе, как ездить на них верхом. Почти, но в

Как видно на фото, мотосалон 1902 года в Хрустальном дворце был посвящен в первую очередь автомобилям. И все же туда удалось протащить несколько новеньких мотоциклов, которые немедленно вызвали огромный интерес публики. Производители устраивали на территории вокруг выставочного зала показательные заезды. Ручаюсь, изрядное число мальчишек тогда «заболели» мотоциклами – как и я сам после похода на мотовыставку 75 лет спустя.

В детстве у меня было одно главное увлечение, которому я посвящал все свое время: разглядывание мотоциклов. К десяти-одиннадцати годам я мог с лету назвать модель, производителя, характеристики двигателя и все особенности конкретной модели любого мотоцикла, который мельком увидел из окна машины. Кроме меня, это никому не было интересно, но я все равно выдавал на-гора эту информацию. Рассматривать мотоциклы, находиться поблизости, бродить среди них, словно среди пасущихся антилоп в африканской саванне, – почти так же захватывающе, как ездить на них верхом. Почти, но все-таки не совсем. И это очень быстро намотали на ус не только потенциальные покупатели, но и представители торговых кругов. Вскоре после того как первые образцы моторных велосипедов кое-как выкатились на дорогу, состоялась первая мотовыставка. Технически мотоциклы вторглись на территорию другого, уже существующего мероприятия: 14–22 февраля 1902 года в Хрустальном дворце[10] была анонсирована выставка автомототехники Crystal Palace Motor Show. Но поклонники мотоциклов отнеслись к событию с огромным энтузиазмом. Учитывая, что мотоцикл на тот момент едва вылупился из яйца, можно было бы предположить, что все закончилось парой мотоновинок где-то в углу павильона. Однако, судя по репортажам в Motor Cycle и других изданиях, получилось наоборот – двухколесные моторы вытеснили четырехколесные с их же выставки. Мотоциклы явно захватили внимание публики.

Полагаю, именно тогда в Англии впервые была организована специальная мотоэкспозиция, и она обещала собрать под одной крышей одну из самых интересных и показательных на тот момент коллекций мотоциклов. Здесь можно было увидеть такие марки, как Ariel, Excelsior, Minerva, Quadrant, Mitchell, Derby, Chapelle, New Hudson, Phoenix, Humber, старый и новый Werner и многие другие – причем не только в павильоне, но и на треке, в действии.