Известный актер Савелий Крамаров обычно играл в фильмах свойских, веселых персонажей. Большинство зрителей чувствуют - с таким можно легко и поговорить, и выпить. В этом плане Крамаров очень похож на Куравлева, но в их актерских амплуа есть и отличия. Можете ли вы представить Крамарова в роли Афони? Или в образе борца за справедливость Лени Шиндина в фильме Т. Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся"?
Вряд ли. Все же Крамаров ассоциируется с более простыми персонажами, но зато их качества характера он изображает весьма и весьма ярко.
Вспомним Тимохина из "Большой перемены" - его гипертрофированную жадность и хвастовство. Получился практически Карлсон, только во взрослом варианте.
— Ты думаешь, я пить хочу? Не-а! То ж впрок!
— Жалко, что у меня жизнь одна! Было б их три — три зарплаты получал бы!
- Я теперь вашу историю знаете, как секу? Значит так: Цезаря убили, но у них там всё равно ничего не получилось! Нашлось ещё двое: сродственник Цезаря — Октавиан и товарищ по работе Цезаря — Антоний. Ну как, а?
И "аттракцион невиданной жадности", и хвастливая попытка устройства в аспирантуру - все это гротескные проявления тех качеств, которые хотя бы в зародыше, хоть в небольшой степени есть или были в каждом из нас.
И уже поэтому образ Тимохина поучителен и полезен: смеясь над ним, мы подсознательно включаем внутреннюю критику, и в результате в будущем воздерживаемся от безудержных алчных стремлений, а также от некомпетентных попыток возвысить свой статус.
Царский слуга, дьяк Феофан из комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" - тоже именно крамаровская роль. И снова, как в "Большой перемене", мы видим безудержную, фонтанирующую радость.
Такие гипетрофированные эмоции вызывают смех в силу своей чрезмерности, а также обращают на себя внимание своей искренностью: смотришь, и понимаешь, что этот актер во многом действительно такой не только перед кинокамерой, но и в жизни. Кстати, именно об этом говорил Крамаров в одном из интервью:
— Чем, на ваш взгляд, вызвана столь устойчивая привязанность?
— В так называемые застойные годы народ требовал хлеба и зрелищ. А смешное зрелище многого стоит. У меня была маска бесшабашного, веселого, правда, туповатого, но хорошего, своего парня. Зритель покупался именно на эту «хорошесть». Кстати, я и сам хороший. Сердцевина у этого героя моя.
— И подобно ему вы не прочь погулять и повеселиться? — Очень не прочь. Я люблю жизнь. Помните, как обозначена цель человеческого существования в Екклесиасте? «Веселиться и делать доброе в жизни своей ("Я потерял всенародную любовь. Последнее интервью Савелия Крамарова").
А самая, наверное, "звездная" роль Крамарова - в "Джентльменах удачи". Образ Федора Ермакова (Косой) здесь во многом совпадает с образами Тимохина и Феофана, но более сложный. Там есть элемент трагизма: несмотря на внешнюю бесшабашность, Косой внутренне переживает из-за непрестижности своей "профессии". А издевательское утешение "Доцента" лишь усиливает драматический элемент:
- Он кто? Инженеришка рядовой, и всё. Ну что у него за жизнь? Утром на работу, вечером с работы. Дома жена, дети сопливые. Ну в театр сходит, ну летом в санаторий съездит в Ялту. Тоска смертная. А ты! Ты – вор! Джентльмен удачи! Украл, выпил – в тюрьму! Украл, выпил – в тюрьму! Романтика!
Но в первую очередь образ Косого здесь, конечно, комедийный. У него очень простые жизненные цели, представления о досуге.
- Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом — и в Ялту!
- Скучно без водки!
Хотя ближе к финалу происходит трансформация иерархии ценностей: как и Хмырь с Василием Алибабаевичем, он решает "завязать" и сдаться милиции.
Можно ли представить Куравлева в роли Косого? С большим трудом - слишком уж персонажи Леонида Вячеславовича добродушны. А ведь Косой достаточно вспыльчив - вспомним хотя бы его поведение в шахматном конфликте.
- Лошадью ходи, век воли не видать!
Если задаться вопросом, в чем же еще состоят отличия между персонажами Крамарова и Куравлева - почему-то вспоминается определенная моральная ненадежность первых. В этом смысле показательна роль в комедии Гайдая "Не может быть" - Крамаров там сыграл роль "друга жениха", который сбежал со свадьбы, когда запахло жареным.
- Серега, наших бьют!
- Не поддавайся буржуям недорезанным! Держись до моего прихода!
Интересно, что Крамаров и Куравлев трижды играли друзей - в фильмах "Афоня", "Не может быть", и в "Иван Васильевич меняет профессию".
Почему же герои Крамарова обычно выходили какими-то чересчур несерьезными? Возможно, "виноваты" Гайдай и прочие режиссеры, которые подсовывали актеру роли сплошных энергичных жизнерадостных простаков? И тем самым навеки предопределили его амплуа? Или же режиссеры разглядели в Крамарове лишь способность играть именно такие роли?
Неужели Савелий Викторович был обречен играть только бурно веселящихся парней? Ведь и у Вицина, и у Никулина, несмотря на знаменитые комедийные роли простаков (Трус и Балбес), есть весьма серьезные роли. Вопрос открытый.
Но так или иначе, благодаря актерской деятельности Крамарова зрители получили возможность увидеть новые грани гипертимной акцентуации характера.
А что вы думаете о ролях Савелия Крамарова?