В посте 11 ноября мы рассказали об особенностях многоразовых ракет-носителей. Помимо более низкой удельной стоимости вывода на орбиту они дают возможность одновременной работы сразу в нескольких классах грузоподъемности.
Как писал Pro космос РН делятся на поколения: от I (одноразовые), через II (частично многоразовые) к III (полностью многоразовые). Тут мы рассмотрели используемые и создаваемые ракеты поколения II (частично многоразовые). В этом посте мы собрали самые известные проекты полностью многоразовых ракет. Их общая черта — они все ещё только создаются.
— Американская сверхлёгкая Shockwave компании iRocket (1-й пуск до конца 2023 г.; полезная нагрузка 300 кг; использование до 20 раз; мобильная пусковая платформа) и лёгкая Shockwave Heavy (с двумя боковыми ускорителями; полезная нагрузка до 1500 кг)
— Китайская лёгкая Darwin-1 от Rocket Pi (1-й пуск в начале 2023 г.; полезная нагрузка 150 кг на ССО/270 кг на НОО; топливная пара метан/LOX) и в среднем варианте с 2 боковыми ускорителями (1-й пуск в 2024 г.; полезная нагрузка 2 т на НОО или 1,2 т на ССО)
— Китайская лёгкая NewLine-1 от LinkSpace (1-й тестовый «прыжок» прототипа NewLine Baby (RLV-T5) в 2019 г.; полезная нагрузка NewLine-1 200 кг на 550 км)
— Многоразовая версия средней Long March 8 от китайской госкорпорации CASC (1-й пуск в 2025 г.; топливная пара керосин/LOX; сначала переиспользуемая 1-я ступень до 10 раз, полностью многоразовая — с 2035 г.; полезная нагрузка 3—4 т на ССО/700 км)
— Американская тяжёлая Terran R стартапа Relativity Space (1-й пуск в 2024 г.; полезная нагрузка до 20 т на НОО; 3D-печать большинства частей)
— Американская сверхтяжёлая система Super Heavy/Starship компании SpaceX (1-й пуск в конце 2021/начале 2022 г.; полезная нагрузка на НОО 100 т; топливная пара метан/LOX; переиспользование как первой ступени Super Heavy, так и орбитальной ступени Starship)
На нашей картинке сравнение системы со статуями «Родина-мать зовёт!» и «Свобода, озаряющая мир»
— Американская тяжёлая (почти сверхтяжёлая) New Glenn от Blue Origin (1-й пуск в конце 2022 г.; топливная пара метан/LOX для 1-й и жидкий водород (LH2)/LOX для 2-й; полезная нагрузка до 45 т на НОО или 13 т на ГСО; в рамках Project Jarvis, BO ведёт работы по повторному применению не только 1-й, но и 2-й ступени New Glenn; использование до 25 раз)