Найти в Дзене

ЕГЭ Обществознание 1.18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. 1.18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) По кодификатору нам нужно знать: Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. По сути дела, данная тема состоит из двух основных понятий - глобализация и глобальные проблемы. У глобализации есть причины (факторы), направления, последствия (позитивные и негативные). У глобальных проблем есть виды и способы их решения. Проблема главная заключается в том, что эти пункты как бы есть, но их как бы нет. В том же сборнике Котовой и Лисковой прошлого года выпуска в плане (Вариант 3, задание 28 - нынешнее 24) причинами (факторами) глобализации являются: а) переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям б) использование новых коммуникационных технологий: интернета, спутникового телевидения в) переход от альте

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной.

1.18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Метро 2033
Метро 2033

По кодификатору нам нужно знать:

Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

По сути дела, данная тема состоит из двух основных понятий - глобализация и глобальные проблемы. У глобализации есть причины (факторы), направления, последствия (позитивные и негативные). У глобальных проблем есть виды и способы их решения. Проблема главная заключается в том, что эти пункты как бы есть, но их как бы нет. В том же сборнике Котовой и Лисковой прошлого года выпуска в плане (Вариант 3, задание 28 - нынешнее 24) причинами (факторами) глобализации являются:

а) переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям
б) использование новых коммуникационных технологий: интернета, спутникового телевидения
в) переход от альтернативного выбора ("или"/"или") к многообразию выбора,

что полностью соответствует содержанию пункта "причины глобализации" в справочнике Баранова. Но в варианте 2, задании 6 факторами (причинами) глобализации являются совершенно иные формулировки:

2) появление микропроцессоров и новых средств коммуникации
5) прогресс на транспорте ("сжатие расстояний")
6) увеличение скорости передачи информации.

Соглашусь, что они, по смыслу, схожи с теми, что в плане, но в, опять же, в справочнике Баранова ничего не сказано о "сжатии расстояний".

А, если заглянуть в учебник Котовой и Лисковой по обществознанию 11 класса в параграф 24, мы увидим следующие факторы глобализации: окончание холодной войны, крушение социалистического лагеря, создание новых форм международного и регионального управления, распространение информационных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры, превращение ТНК в связующие звенья между различными национальными и региональными экономиками.

А в учебник Боголюбова я вообще залезать боюсь, хотя бы потому что в нём есть целый параграф на 7 страниц, посвященный глобальной угрозе международного терроризма. А сам параграф, посвященный, по идее, глобализации, рассказывает о каком-то информационной экономике. Оно, конечно, есть в учебнике Боголюбова 8 класса, но очень поверхностно.

И, куда ни тыкнись, везде происходит такая "каша". Предлагаю, при разборе темы, опираться на план, который я уже успел упомянуть выше:

Вариант 3 Задание 28

"Глобализация современного общества"
1. Понятие глобализация
2. Основные причины глобализации
а) переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям
б) использование новых коммуникационных технологий: интернета, спутникового телевидения
в) переход от альтернативного выбора ("или"/"или") к многообразию выбора и др.
3. Основные направления
а) деятельность транснациональных корпораций
б) глобализация финансовых рынков
в) глобализация миграционных процессов
г) мгновенное перемещение информации
д) международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов
е) создание международных организаций в экономической и финансовой сферах и др.
4. Позитивные последствия процесса глобализации
а) возникновение социокультурного единства человечества
б) сближение государств
в) стимулирующее влияние на экономику и др.
5. Негативные последствия процесса глобализации
а) насаждение единого стандарта потребления
б) создание препятствий для развития отечественного производства
в) игнорирование/утрата экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран и др.
6. Глобальные проблемы современного мира.

Обозначим главные пункты:

1. Понятие глобализации

Глобализация - процесс становление единого человечества (Котова и Лискова 11 клсс).

Глобализация - процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов международной системой разделения труда. (по Боголюбову 10 класс)

2. Причины (факторы) глобализации

Разберём на конкретном задании из сборника Котовой и Лисковой прошлого года выпуска (кстати, в сборнике всего 3 задания на данную тему, не считая плана):

Вариант 2 Задание 6 (нынешнее 4)
... Вы помогаете учителю оформить презентацию ... Один из слайдов называется "Технологические факторы глобализации" ...
1) унификация вкусов людей
2) появление микропроцессоров и новых средств коммуникации
3) ослабление национальных традиций
4) разрушение патриархальных семейных традиций
5) прогресс на транспорте ("сжатие расстояний")
6) увеличение скорости передачи информации
Ответ: 256

Почему я не выписал остальное в начале статьи как причины глобализации? Потому что я не уверен в том, что пункты 1, 3 и 4 являются причинами глобализации. К примеру, пункт 1 вообще является последствием глобализации. Но они нам и не нужны (остальные пункты). В сборниках предыдущих двух лет (т.е. к ЕГЭ-2019 и 2020 года) вопросы строятся идентично. Есть некая группа причин глобализации, которая именуется "технологической", в которую входит всё, что связано с технологиями соответственно.

3. Направления глобализации

В сборнике Котовой и Лисковой прошлого года выпуска, а также в сборниках предыдущих двух лет (т.е. к ЕГЭ-2019 и 2020 года) вопросов на тему направлений глобализации нет. В добавок к этому факту, замечу, что в учебнике Котовой и Лисковой направления подразделяются на политические, социальные, экономические и духовные (по сферам общественной жизни), в каждой из которых (групп направлений) есть несколько более мелких направлений.

Я не вижу смысла разбирать хоть сколько-нибудь эту тему, замечая то, что в ЕГЭ-2022 года упор будет делаться на "социализацию гражданина РФ" (со слов Т.Е. Лисковой), так что возможность выпадения темы 1.18., как и любой темы блока 1 и блока 3, в задании 24 и, соответственно, в задании 25 снижается. Как только выйдут сборники этого года, сделаю по этому поводу отдельную статью.

4. Последствия глобализации

Вариант 17 Задание 5 (нынешнее 3)
ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
1) позитивные последствия
2) негативные последствия
ПРОЯВЛЕНИЯ
А) насаждение единого стандарта потребления
Б) сближение народов и государств
В) навязывание определенного образа жизни
Г) стимулирование экономического развития
Д) возникновение социокультурного единства человечества
Ответ: 21211

Для решения данного задания необходимо иметь хотя бы базовый словарный запас, с помощь которого вы будете в силах отличить плохое от хорошего.

5. Глобальные проблемы

Котова и Лискова с своём учебнике определения глобальных проблем не дают. Так же, как и Боголюбов в своём учебнике не считает это нужным.

Я уже успел упомянуть о том, что у глобальных проблем должны быть виды, а также способы их решения. Меня, честно говоря, очень утомляет разбор таких тем, в которых разные источники говорят о разном. Предлагаю разобраться с заданием на данную тему из сборника Котовой и Лисковой прошлого года выпуска (последнее из трёх):

Вариант 25 Задание 5
ВИДЫ (ТИПЫ) ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (в зависимости от сферы общественной жизни)
1) социальные
2) экономические
3) политические
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ
А) борьба с наиболее опасными заболеваниями
Б) обеспечение ненасильственного безъядерного мира
В) развитие энергетического потенциала
Г) рациональное использование природных ресурсов
Д) борьба с международным терроризмом
Ответ: 13223

Это задание мне очень напоминает задание на последствия глобализации, которое было рассмотрено выше. Вот скажите, какие именно профильные знания проверяет это задание? Чтобы не выполнить это задание нужно не знать, что такое политика и экономика и как они соотносятся между собой. Возникает вопрос, в чём заключено изучение глобальных проблем? Они есть, они бывают разные, их по-разному решают.

Прикреплю Вам выдержку из хорошего учебного пособия по обществознанию Арбузкина:

"Современное общество характеризуется как индустриальное и постиндустриальное. Это предполагает высокий уровень развития промышленности и сельского хозяйства, строительной индустрии, индустрии услуг, информационных технологий. Современное общество обладает реальными и мощными возможностями обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность, гарантии прав и свобод человека.
Вместе с тем перед обществом, человечеством в настоящее время стоит ряд острейших проблем, носящих глобальный характер. Гло бальными эти проблемы называются потому, что от их решения за висит существование всей цивилизации.
Одной из таких глобальных проблем является проблема сохранения мира на планете. Политическая карта мира испещрена локальными конфликтами, возникающими на этнической, религиозной и иной почве (палестино-израильский конфликт, индо-пакистанское противостояние, конфликты экваториальной Африки и др.). Эти конфликты уносят сотни и тысячи человеческих жизней.
Еще одна проблема, представляющая опасность для сохранения мира, — уже накопленные запасы оружия массового уничтожения и расширение числа ядерных держав. В «клуб» ядерных держав (США, Рос сия, Франция, Великобритания и Китай) в конце ХХ столетия вошли Индия и Пакистан. Заявила о проведении ядерных испытаний Северная Корея. Не прекращается работа по обогащению урана в Иране, может быть, и в других странах. Не исключается вероятность появления такого оружия в Израиле, некоторых других государствах. Увеличение числа таких государств обостряет проблему контроля за сохранностью и использованием ядерных боезапасов.
Еще одной угрозой миру и человечеству является международный терроризм, не знающий национальных границ, непрерывно рас ширяющий сферу своей террористической деятельности (теракты в Беслане, Буйнакске, Лондоне, Нью-Йорке, Мадриде, Москве и других городах мира). Террористические акции имели место практически на всех заселенных континентах. Эта проблема требует объединения всех антитеррористических и миролюбивых сил для совместного противодействия силам терроризма.
Еще одна проблема из разряда глобальных — проблема нехватки продовольствия. Обращает на себя внимание стремительный рост численности населения планеты и отставание технологии производства пищи, а самое главное — нерациональное распределение создаваемых социальных благ. Вот несколько цифр:
7 тыс. лет назад население Земли составляло около 10 млн человек. К началу XV в. эта цифра увеличилась до 20 млн, т. е. удвоение произошло за 6,5 тысячелетия. В XIX в. население достигло одного миллиарда, в 20-х годах ХХ в. — двух миллиардов, т. е. удвоение численности произошло уже за одно столетие. В 1999 г. родился 6-миллиардный житель планеты, т. е. за 80 лет население утроилось. В 2005 г. численность населения Земли достигла 6,5 млрд человек, а в 2009 г. — уже 6,8 млрд человек.
Английский священник и экономист Томас Роберт Мальтус (1766—1834) в 1798 г. разработал теорию убывающего плодородия почвы, суть которой в том, что численность населения растет в геометрической прогрессии, а производство средств существования — в арифметической. Отсюда — кризис перенаселения. По Мальтусу, общественное производство не может обеспечить удовлетворение растущих потребностей человечества.
Эта теория подвергалась обоснованной критике. Но нельзя не отметить некоторые факты. Стремительный рост народонаселения сопровождается сокращением посевных (сельскохозяйственных) площадей. Так, за вторую половину ХХ столетия посевные площади под зерновые сократились с 0,23 га на душу населения до 0,12 га. На конференции по проблемам голода (июнь 2002 г.) отмечалось, что в настоящее время каждые 4 секунды в мире умирает человек от голода или недоедания. По состоянию на июнь 2002 г. в мире голодали 815 млн человек («Евроньюс» от 10 июня 2002 г.).
К глобальным проблемам относятся и болезни, уносящие миллионы жизней. Например, СПИД. К концу ХХ столетия на Земле на считывалось 40 млн больных СПИДом. А более 16 млн уже умерли. В африканском королевстве Свазиленд, с населением чуть более миллиона, более 50 тыс. уже умерли от СПИДа, а около 250 тыс. являются носителями этой страшной болезни.
А есть еще сердечно-сосудистые болезни, алкоголизм, наркомания и др., уносящие миллионы жизней ежегодно. Последние годы стали характеризоваться вспышками неизвестных заболеваний, возникающих внезапно, совершенно неведомых медицине и уносящих сотни и тысячи жизней (атипичная пневмония, например).
Еще одна глобальная проблема — увеличение разрыва в жизнен ном уровне богатых и бедных стран. В современном мире выделяются высокоразвитые государства, уровень жизни в которых очень вы сок, - это 30 стран, входящих в Организацию экономического раз вития и сотрудничества. Они характеризуются высокими экономическими показателями и высоким качеством жизни (величина средне душевого ВВП, средняя продолжительность жизни, обеспеченность медицинским обслуживанием, уровень образования и т. п.). Для сравнения: среднедушевой ВВП в высокоразвитых странах превышает 30 тыс. долл. (в Люксембурге — почти 80 тыс.), а в бедных странах — менее 500 долл. в год (Эфиопия, Эритрея, Сьерра-Леоне).
В августе 2002 г. в городе Йоханнесбурге (столица ЮАР) проходил форум по проблемам устойчивого развития, получивший название Саммит Земли. На форуме были представители 100 государств, 40 тысяч делегатов. Приводились такие цифры. Население наиболее развитых стран, насчитывающее около 1 млрд человек и составляющее шестую часть жителей Земли, получает 80% всех мировых доходов, в то время как на долю 57% мирового населения (жители 63 самых бедных стран мира) приходится 6% мировых доходов . На Земле хронически голодают 840 млн человек, в том числе 40% детей в возрасте до пяти лет.
Наконец, самая животрепещущая глобальная проблема — проблема экологической катастрофы, которую следует рассмотреть более подробно.
Слово «экология» ( от греч. oicos — дом, жилище, родина и logos — учение) в буквальном смысле означает учение о доме (месте), где живешь, обитаешь. Первоначально данное понятие использовалось как наименование раздела биологии, изучавшего взаимодействие организма с окружающей средой.
Понятие введено в научный оборот немецким ученым биологом Эрнстом Геккелем в середине XIX в.
В настоящее время в рамках этого понятия выкристаллизовалась новая категория — социальная экология как учение о взаимодействии общества с окружающей природной средой.
Современное общество живет в состоянии экологического кризиса. Экологический кризис — это острое противоречие между естественно необходимыми потребностями общества в потреблении природных ресурсов и реальными возможностями природы к их восстановлению и воспроизводству."

Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.

.

.

.

Используемые источники:

  • Справочник Баранова по обществознанию 2020 года выпуска
  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 10-11 классы
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 8 класс
  • Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10-11 классы
  • Учебное пособие Арбузкина по обществознанию
  • Видео на ютуб:

#Егэ #егэ 2022 #обществознание #обществознание егэ #егэ по обществознанию #глобализация #глобальные проблемы #глобальное потепление #глобальное похолодание #глобальная катастрофа