Оппозиция есть практически во всех странах мира, за исключением стран, где до сих пор абсолютная монархия или где диктаторские режимы. В данном случае мы, конечно, не будет рассматривать международный опыт, а рассмотрим ситуацию в России в 2021 году. Есть ли оппозиция?
Вначале нужно сказать, что оппозиция в России может быть системной, может быть несистемной. Системная оппозиция признает, что брать власть можно только путём выборов, то есть законным образом. Несистемная оппозиция может частично разделять взгляд, но там рассматриваются и другие варианты, в том числе не в рамках закона.
Оппозиция в целом — это сила, которая предлагает сменить курс в стране, которая критикует, выступает против действующей власти.
Несистемная оппозиция
В 2021 году у несистемной оппозиции большие проблемы: большинство структур либо ликвидированы, либо признаны иностранными агентами, нежелательными организациями. Фактически несистемная оппозиция выведена из политического поля.
Например, бывшие или нынешние сторонники Навального не могут быть кандидатами в депутаты, так как они, согласно праву, поддерживали незаконную организацию. Что остается этим лицам?
Либо уезжать из России и продолжать свою деятельность за границей, либо попытаться продолжать деятельность в России, но это вряд ли для них закончится чем-то хорошим, либо же просто прекратить заниматься политикой. Все варианты актуальны в 2021 году.
Тенденции последнего времени говорят о том, что в России будет проблема не только с созданием оппозиционной партии, движения, некоммерческой организации, но и даже будет проблема создать СМИ. Почти все оппозиционные СМИ признаны либо иностранными агентами, либо нежелательными структурами.
Исходя из этого, можно сказать, что у несистемной оппозиции в рамках закона нет никаких перспектив. Есть ли она в принципе? Есть, но она ничего сделать не сможет ни в политике, ни на улице, у оппозиции нет организации, которая объединяет сторонников, поэтому есть какие-то разрозненные группы.
Системная оппозиция
В Госдуме формально оппозицией считается любая партия, кроме «Единой России». Это формально, на деле это не так. Ведь ЛДПР, «Справедливая Россия — За правду» и Новые люди» не выступают за смену курса, они в целом поддерживают политику Владимира Путина.
Лидер эсеров Сергей Миронов заявил, что для него неприемлема любая критика Владимира Путина, сам он себя относит к «команде Путина». Понятно, что человека с такими взглядами сложно назвать оппозиционером.
Единственная партия, которая голосует против решений власти, — КПРФ. Назвать КПРФ последовательной оппозицией сложно, но там есть оппозиционеры, отдельные депутаты, например Николай Бондаренко, Сергей Обухов, Денис Парфёнов и другие.
Пожалуй, на сегодня в России КПРФ осталась единственной партией, которую условно можно назвать оппозицией. Хорошо это или плохо — вопрос, но других вариантов в плане партий, движений, организаций на данный момент, вероятно, просто нет.
Не исключен вариант, что на КПРФ будет оказано давление, и партия откажется от радикальной риторики в пользу соглашательства и компромисса. Тогда в России не останется никаких крупных оппозиционных структур. В современных условиях рассчитывать на появление новой оппозиционной силы вряд ли возможно.