Найти тему
Любимые художники

Любимые художники - Роберт Фальк

Роберт Фальк (1886 - 1967)

Должен признаться, ещё года три назад я знал только пару картин Фалька и не особо им интересовался. Но занесло меня в новую Третьяковку на Крымской набережной, где я и открыл для себя этого художника. Может это было и не самое яркое впечатление от того похода в музей (всё-таки там собран весь цвет русского авангарда и соцреализма), но самое неожиданное -  лаконичные и скромные работы Фалька меня просто очаровали. Настолько, что уже в прошлом году я специально ездил в Москву на большую выставку Фалька в той же Третьяковке.

Красная мебель" (1920, Третьяковка, Москва)
Красная мебель" (1920, Третьяковка, Москва)

Фальк начал учиться рисованию с детства: первым учителем его был Юон, потом учился у Машкова и, наконец, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - у Серова и Коровина. Поначалу, ориентировался на импрессионизм. Пожалуй, первая успешная его работа - портрет будущей первой (а всего их будет четыре) жены Лизы.

"Лиза на солнце" (1907, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань)
"Лиза на солнце" (1907, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань)

Кажется, тут не обошлось без влияния Моне:

Клод Моне. "Мадам Моне с  ребёнком в саду в Аржантее" (1875)
Клод Моне. "Мадам Моне с ребёнком в саду в Аржантее" (1875)

А в 1910-м году он вступает в самое новаторское на тот момент художественное объединение "Бубновый валет". И даже более - он один из его основателей. "Тихий авангардист" - так часто именуют Фалька искусствоведы (кажется, с лёгкой руки одной из его жен). Фальк не совершал каких-то художественных революций, не придумывал собственных "измов", не эпатировал. По его собственным словам: "От 1906 по 1918 гг. придерживался ориентации: вначале импрессионистической, затем через Сезанна — некоторый уклон к кубизму"
Смотрим.

Берём импрессионизм:

"Лиза в кресле" (1910)
"Лиза в кресле" (1910)
"Задний двор" (1910)
"Задний двор" (1910)

Добавляем Сезанна:

"Старая Руза" (1913)
"Старая Руза" (1913)
"Крымский пейзаж" (1915, Дом-музей Кустодиева, Астрахань)
"Крымский пейзаж" (1915, Дом-музей Кустодиева, Астрахань)
"Солнце. Крым. Козы" (1916, Третьяковка, Москва)
"Солнце. Крым. Козы" (1916, Третьяковка, Москва)

А теперь добавляем щепотку кубизма:

"Крым. Пирамидальный тополь" (1915, Русский музей, Петербург)
"Крым. Пирамидальный тополь" (1915, Русский музей, Петербург)
"Мужчина в котелке" (1917)
"Мужчина в котелке" (1917)
"Бутылки у окна" (1917, Третьяковка, Москва)
"Бутылки у окна" (1917, Третьяковка, Москва)

После революции Фальк преподаёт живопись: во ВХУТЕМАССе, в Витебском художественном училище (том самом, которое не могли поделить Малевич с Шагалом). А в 1928 году едет в командировку в Париж, в которой пробудет почти 10 лет. Мне нравится и сезанноподобный Фальк, но милей всё-таки работы именно 1920-30-х. В них он снизил градус авангардизма (и без того не слишком у него высокий), но общее настроение, как мне кажется, осталось.

Бухта в Балаклаве" (1927, Третьяковка, Москва)
Бухта в Балаклаве" (1927, Третьяковка, Москва)
"Париж. Сена" (1936)
"Париж. Сена" (1936)
"Женщина, лежащая под картиной Сезанна" (1929)
"Женщина, лежащая под картиной Сезанна" (1929)
"Девушка у окна" (1926, Краснодарский художественный музей, Краснодар)
"Девушка у окна" (1926, Краснодарский художественный музей, Краснодар)

Для возвращения из Парижа Фальк выбрал самое "удачное" время -1937 год. Обошлось без репрессий, но критики за формализм он отхватил. Причем досталось ему и в 1940-е, и в 1950-е - уже от Хрущёва. Для авангарда Фальк был слишком "тих", а для соцреализма оказался слишком авангарден. Во время войны был эвакуирован с семьёй в Самарканд.

"Золотой пустырь. Самарканд" (1943, Третьяковка, Москва)
"Золотой пустырь. Самарканд" (1943, Третьяковка, Москва)

Послевоенные:

"В белой шали" (1947)
"В белой шали" (1947)
Розовая шаль" (1953)
Розовая шаль" (1953)

В разноцветных шалях - последняя жена Фалька, Ангелина. А закончим автопортретом, написанным незадолго до смерти художника.

"Автопортрет в красной феске" (1957, Третьяковка, Москва)
"Автопортрет в красной феске" (1957, Третьяковка, Москва)

В следующий раз будет снова советская живопись. Одна из известнейших советских художниц (одну её картину точно все знают), самая молодая героиня моей рубрики - она дожила до XXI века. Заодно на её примере попробуем проследить трансформации соцреализма.

#искусство #художники #живопись

#изобразительное искусство #фальк