Роберт Фальк (1886 - 1967)
Должен признаться, ещё года три назад я знал только пару картин Фалька и не особо им интересовался. Но занесло меня в новую Третьяковку на Крымской набережной, где я и открыл для себя этого художника. Может это было и не самое яркое впечатление от того похода в музей (всё-таки там собран весь цвет русского авангарда и соцреализма), но самое неожиданное - лаконичные и скромные работы Фалька меня просто очаровали. Настолько, что уже в прошлом году я специально ездил в Москву на большую выставку Фалька в той же Третьяковке.
Фальк начал учиться рисованию с детства: первым учителем его был Юон, потом учился у Машкова и, наконец, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - у Серова и Коровина. Поначалу, ориентировался на импрессионизм. Пожалуй, первая успешная его работа - портрет будущей первой (а всего их будет четыре) жены Лизы.
Кажется, тут не обошлось без влияния Моне:
А в 1910-м году он вступает в самое новаторское на тот момент художественное объединение "Бубновый валет". И даже более - он один из его основателей. "Тихий авангардист" - так часто именуют Фалька искусствоведы (кажется, с лёгкой руки одной из его жен). Фальк не совершал каких-то художественных революций, не придумывал собственных "измов", не эпатировал. По его собственным словам: "От 1906 по 1918 гг. придерживался ориентации: вначале импрессионистической, затем через Сезанна — некоторый уклон к кубизму"
Смотрим.
Берём импрессионизм:
Добавляем Сезанна:
А теперь добавляем щепотку кубизма:
После революции Фальк преподаёт живопись: во ВХУТЕМАССе, в Витебском художественном училище (том самом, которое не могли поделить Малевич с Шагалом). А в 1928 году едет в командировку в Париж, в которой пробудет почти 10 лет. Мне нравится и сезанноподобный Фальк, но милей всё-таки работы именно 1920-30-х. В них он снизил градус авангардизма (и без того не слишком у него высокий), но общее настроение, как мне кажется, осталось.
Для возвращения из Парижа Фальк выбрал самое "удачное" время -1937 год. Обошлось без репрессий, но критики за формализм он отхватил. Причем досталось ему и в 1940-е, и в 1950-е - уже от Хрущёва. Для авангарда Фальк был слишком "тих", а для соцреализма оказался слишком авангарден. Во время войны был эвакуирован с семьёй в Самарканд.
Послевоенные:
В разноцветных шалях - последняя жена Фалька, Ангелина. А закончим автопортретом, написанным незадолго до смерти художника.
В следующий раз будет снова советская живопись. Одна из известнейших советских художниц (одну её картину точно все знают), самая молодая героиня моей рубрики - она дожила до XXI века. Заодно на её примере попробуем проследить трансформации соцреализма.
#искусство #художники #живопись
#изобразительное искусство #фальк