COVID-19 признали природным. Тем не менее, он все же мог утечь из лаборатории в Ухане. Думаю, я со своей версией «инопланетного визита», в вышедшей на днях книге «Антонгил» вполне укладываюсь в нынешний тренд недоумений и недосказанности.
Разведка США не нашла в вирусе COVID-19 генетических вставок и мутаций. «Вирус не был разработан в качестве биологического оружия и, «вероятно, не был создан с помощью генной инженерии», - сказано в докладе ведомства.
«Разведсообщество по-прежнему рассматривает две версии происхождения SARS-CoV-2: заражение человека от животного или утечка из лаборатории. Китай не разрабатывал вирус в качестве биооружия и не знал о нем до появления вспышки».
https://news.mail.ru/society/48568896/?frommail=1&utm_partner_id=936
Ключевое слово в докладе – «вероятно». Короче, ничего толком не выяснено, а ковид так и остается terra incognita, несмотря на все доклады, исследования и т.п. Думаю, я со своей версией «инопланетного визита», в вышедшей на днях книге «Антонгил» вполне укладываюсь в нынешний тренд недоумений и недосказанности.
Тираж настолько скромен, что выделенные издательством экземпляры для обязательной рассылки в магазины и библиотеки вряд ли окажутся доступны читателю. Авторские будут распределены по знакомым и друзьям, поскольку личные «мощности» никак не сопоставимы с теми, что у государства, открывшего на днях выставку современного искусства в выставочном зале Манеж на Моховой. Там COVID-19 открывает и закрывает экспозицию.
Вы входите в зал и сразу упираетесь взглядом в лица девочек в привычных уже всем нам голубых масках. Работы китайских художников. В детских глазах – печаль и безнадега. Как печальны и последние новости про детскую смертность от COVID-19. Все настолько серьезно, что Путин послал министра Мурашко в города и веси, чтобы оценить на месте серьезность ситуации. Дети, которых долгое время никто не брал в расчет, как легко переносящих коронавирусную инфекцию, вдруг стали тяжело болеть и даже умирать. У нас статистика почему-то не ведется, а в Калифорнии уже все выяснили и забили тревогу. Более того, начали прививать подростков. У нас же только первая фаза испытаний детской версии вакцины «Спутник». Опять опаздываем! Как же так?
Но вернемся на выставку… Молодой бородатый доктор заснул от усталости в кресле. На спинку брошен одноразовый халат. На ногах синие бахилы, маски валяются на полу, а рука медсестры уже протягивает спящему новую голубую маску. На заднем плане просвечивает реанимационная палата, где коллеги бьются за чью-то жизнь. Вокруг головы врача свет – нимб, как у святых на иконах и синее поле слева, где просвечивают лица-души. Видимо, тех, кто уже улетел с Планеты Земля. Это «Анаморфазы» от Арсена Курбанова в конце огромного пространства Манежа в качестве финальной точки работ на тему ковида.
COVID, конечно, не единственный герой экспозиции. Чего здесь только нет! И фигуративная живопись американца Марка Теннанта, на полотнах которого размыты лица и контуры, но это, тем не менее, воспринимается, как снимок смартфона, лишь случайно дрогнувшего в руке. Отчего и поплыло изображение. «Фастфуд», «Зажигалка», «Холодильник» - сами названия относят к предельной конкретике жития. Мы едим гамбургеры и картошку фри в Макдональдсе, прикуриваем на ходу от зажигалки, как девушка на одноименно картине Теннанта («Зажигалка»), достаем продукты из холодильников, сидим у телека с бокальчиком вина и тортиком. Это наша повседневная жизнь, которая все равно есть и никуда не денется, несмотря ни на какой COVID. Потому что жизнь всегда сильнее любых ограничений и болезней. Даже смерть ей не помеха в стремлении к радости и привычным удовольствиям. Именно этой жизнеутверждающей нотой, как и необычной живописной манерой так подкупает Марк Теннант.
А керамическая скульптура Гоша «Вода и луна» и «Перелив» настраивают на лирический лад, невольно заставляя вспомнить о 70-х, когда девушки так любили ходить с распущенными по плечам волосами.
Не пройдешь мимо и Мишеля Кормана из Франции. Яркие подсолнухи и мелкие малиновые и белые цветы на фоне «лоскутного одеяла» полей ассоциируются с Ван Гогом и Гогеном, где все было так же ярко и нарочито упрощенно, как в детском рисунке, без полутонов и хитростей. При том все жизнеутверждающе и чудесно, как в сказке.
То же можно сказать и о «Пузырьковой земле» в версии Сусаны Мата. В эту напененную ванну так и хочется нырнуть, забыть обо всех печалях и проблемах. Лежать в этой «пузырьковой Вселенной» и расслабляться до изнеможения. Может быть, даже уснуть.
Посетителям предлагают скачать приложение, тогда работы начинают оживать. Особенно это красиво, когда поднесешь смартфон к «Вечной жизни» Аранцу Мартинеса. Синие цветы начинают скользить по фигуре красавицы, как бы подвешенной на белой атласной ленте, струящейся с загорелого тела.
Техники вообще много в нынешнем искусстве. Работы в стиле Digital-Art Марка Константина из Австралии – это медитация. Смотришь на «Королеву древних духов», от пальцев которой вверх устремляются капли воды, и растворяешься в этом придуманном художником мире колдовства.
Словом, ковид, хоть и присутствует повсюду, опять же охрана следит за соблюдением масочного режима, но выставка, точнее, IV Международный интерактивный фестиваль современного искусства ARTLIFEFEST-2021, где собрано 350 работ из 23 стран мира, заряжает позитивом. И, как сказано в релизе, «позволяет впустить творчество в свою жизнь». Тем более, что можно и порисовать прямо на месте – дают кисти и краски. Дети – в восторге. А что может быть важнее радости в жизни? Ничего.
«Направь свой взгляд на прекрасную сторону жизни» - такие слова на открытке, подаренной каждому посетителю при входе в Манеж, невольно воспринимаются как девиз этой самой жизни. По крайней мере на то время, пока вы переходите от одной картины или скульптуры к другой. А COVID отступает перед натиском искусства. Потому что оно побеждает несмотря ни на что. Выставка продлится до 31 октября. Как говорится, спешите видеть.
А я поспешу на еще одну выставку – последний день сегодня – в Фонде RU ARTS в Трубниковском переулке. С ковидом там борются сумки «Леди Диор». Конечно, в версии художников. Такую сумку когда-то подарили принцессе Диане. Ее уж нет, а сумки живут… И та, подаренная давно «королеве сердец».