Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

«Помню, я ещё молодушкой была…» Воспоминания о молодости русской бабы и советской актрисы

Песня, ставшая народной (слова Е.П. Гребёнки, музыка А.М. Ларме – какое сочетание, кстати: хохол и француз создали дивную русскую народную песню!) рассказывает о девице, которая подала молодому офицеру напиться, а он её поцеловал… А дальше замечательные слова, передающие смятение девичьей души, и её робкие мечты, и понимание их несбыточности:

Целу ноченьку мне спать было невмочь.

Раскрасавец барин снился мне всю ночь.

А потом прошли годы, выросли дети, и однажды в избу внесли израненного генерала, в котором вдова узнала того, юного красавца – и нахлынули воспоминания:

И опять я молодешенькой была,

И опять я целу ночку не спала,

Целу ноченьку мне спать было невмочь,

Раскрасавец-барин снился мне всю ночь.

И снова бессонная ночь, воспоминания, наверно, слёзы… о прошедшей молодости, об уходящей жизни, о несбывшемся, далёком, добром…

Странно, у них в те поры было крепостное право, но не было «харрасмента, который сейчас в тренде», – так с явной иронией высказалась известная писательница Виктория Токарева. Она размышляет о событиях в американском суде: «Актрисы вспомнили вдруг, что много лет назад Вайнштейн предлагал им главную роль и гонорар в миллион долларов в обмен на сексуальные отношения. В то время каждая из них была готова бежать впереди собственной тени ради денег и славы, что является самым желанным для актёров. Но прошли годы. Актрисы постарели и снова захотели внимания. И тогда они пожаловались на Вайнштейна, и его, больного и старого, посадили в тюрьму, хотя, с моей точки зрения, он ни в чем не виноват. Он им дал деньги и славу, как они и хотели. Они ему – своё молодое тело. Это была честный договор».

А к нашей актрисе Прокловой писательница беспощадна: «Ее признание в программе «Секрет на миллион» – это поведение обиженной женщины. Если бы Табаков действительно позвал ее замуж, она бы пошла. Это история про то, что любить любили, но до загса не довели. А ни одна женщина не хочет гонять порожняк».

Приговор Токаревой совершенно беспощаден: «Истории про то, что «я ему не дала и за это он сломал мне творческую судьбу» – это истории для дураков. Зачем она об этом сейчас вспоминает? Чтобы получить миллион? Или чтобы вернуть к себе внимание? Она захотела и денег, и внимания, потому что ее поезд ушел, и рельсы разобрали. И она получила деньги и внимание в обмен на репутацию».

Очень точно сказала актриса Марина Зудина: «Мне стыдно за пожилую женщину, которой нечем привлечь к себе внимание». И самое обидное в этих словах – «пожилая женщина».

Думаю, сейчас весь этот скандал, который она раздула, стал ей очень неприятен. Когда человек нарушает нравственные законы, в нем самом что-то разрушается. Да, был случай – а сейчас она его продаёт.

А русская баба, вспоминая молодость, не проклинает «проклятое самодержавие и крепостное право». Она вспоминает промелькнувшую молодость и невозможное счастье.

Бабы раньше другие были?