Найти в Дзене

ВОЗМОЖНОСТИ АУДИТА В СУЩЕСТВУЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ.

Полномочия собственника ограничены и в отношении управления муниципальным унитарным предприятием. Это происходит из-за того, что каждое юридическое лицо через свои органы приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, согласно статье 53 ГК РФ. Как указано в статье 113 ГК РФ предприятие, в отличие от других коммерческих организаций, имеет единственный и единоличный орган, которым является руководитель предприятия. В соответствии законом предприятие не имеет прочих органов, которые осуществляют контроль над деятельностью единственного исполнительного органа, и определяют стратегию развития юридическою лица. Из этого вытекает актуальный вопрос о формах стратегического управления и контроля над деятельностью предприятия со стороны его собственник, т. е. муниципального образования. Самой выгодной формой такого управления и контроля заключается в создании наблюдательных советов при органах местного самоуправления. В статьях 296 и 298 ГК РФ обозначены права собственника муниципального имущества согласно имуществу, которое находится в оперативном управлении муниципальных учреждений. Наиболее значимым указывается то обстоятельство, что ГК прямо установил случаи правомерного принудительного изъятия имущества, которое закреплено за учреждением. А значит, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое, или же используемое не по назначению имущество. Как до этого было упомянуто в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения сделать невозможно. Отличительная черта учреждения от предприятия заключается в том что, возможности первого по распоряжению закрепленного за ним имущества довольно ограничены. Как обозначено в статье 298 ГК РФ, учреждение не имеет права отчуждать или другим способом распоряжаться данным имуществом. Им 74 Беляков К. П., Сариев Н. Э̂̆̅̆̄̀̂˸, ̋̇̈˸˺̃˽̅̀˽, ̇̈˸˺̆: ̗̉̆̉̊̆̅̀˽ ̀ ̊˽̅˼˽̅̎̀̀ ̈˸˿˺̗̀̊̀ распоряжается только владелец в лице своих уполномоченных органов. Законодательная основа в таком отношении не последовательна. К примеру, как указано в статье 668 ГК РФ, арендаторами имущества, даже которое находится в оперативном управлении учреждений, могут быть не только собственники, но и иные лица, на основании закона или с согласием собственника сдавать имущество в аренду. Согласно пункту 11 статье 39 Федерального закона «Об образовании» и статье 47 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», образовательные учреждения и учреждения культуры обладают полномочиями на сдачу в аренду, закрепленного за ними на праве оперативного управления имуществом. Здесь следует уточнить, что согласно статье 296 ГК РФ муниципальное образование имеет право, но не обязано изымать излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество. Обоснованность изымаемого имущества для определенного случая определяется отдельно. Такая обоснованность отсутствует, к примеру, когда имущество временно не используется учреждением. Тогда имущество следует передать в аренду заинтересованным третьим лицам. На практике необходимость в возможном изъятии имущества имеется в тех случаях, когда оно является излишним, или используется не по назначению. В таких ситуациях его обычно передают не в аренду, а закрепляют в хозяйственное ведение или оперативное управление других муниципальных организаций (передают с баланса на баланс) [10, c. 35]. Необходимо отметить тот фактор, что до сегодняшнего дня не образован правовой и организационный механизм обособления имущества в муниципальной казне. Не определен балансодержатель данного имущества, который должен принимать действия по его обслуживанию. Пока не создан такой механизм, стоит говорить об изъятии имущества в казну. На сегодняшний день, существует необходимость, как можно скорее закрепить 75 Муниципальная собственность: нормативно-правовые основы управления ̄˽˾˺̋˿̆˺̉̂̀́ ̉˹̆̈̅̀̂ ̅˸̋̏̅̓̍ ̊̈̋˼̆˺ изымаемое имущество за другой организацией. Осуществить это на практике это не всегда удается. Вышесказанный фактор является сдерживающим фактором на принятие муниципальным образованием решения об изъятии имущества. Имущественная обособленность присуща всем без исключения юридическим лицам с самого момента их создания, когда как появление у конкретного юридического лица обособленного имущества, как правило, приурочено к моменту формирования его уставного капитала [8, c. 234] . Правовые основы участия муниципальных образований в хозяйственных обществах определяются Гражданским кодексом, федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью». Здесь следует сказать, что муниципальное образование не имеет право выступать учредителем полного товарищества и выступать в качестве полного товарища в товариществе на вере. Данный запрет указан в пункте 2 статьи 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно этой норме органам местного самоуправления запрещено совмещать свои функции с функциями хозяйствующих субъектов. Как указано в статье 69 ГК РФ полными товарищами могут быть только лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Основания прекращения права собственности установлены ГК РФ. Право собственности прекращается, если собственник отчуждает свое имущество иным лицам, при отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц (приватизация). 76 Беляков К. П., Сариев Н. Э̂̆̅̆̄̀̂˸, ̋̇̈˸˺̃˽̅̀˽, ̇̈˸˺̆: ̗̉̆̉̊̆̅̀˽ ̀ ̊˽̅˼˽̅̎̀̀ ̈˸˿˺̗̀̊̀ Принудительное изъятие имущества у собственника не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся (применительно к муниципальным образованиям): – обращение взыскания на имущество по обязательствам; – отчуждение (возмездное) имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; – отчуждение (возмездное) недвижимого имущества в связи с изъятием участка (в частности, для государственных нужд или ввиду ненадлежащего использования земли); – выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; – выплата стоимости доли в праве долевой собственности при невозможности выдела доли в натуре [9, с. 4]. Самостоятельность местного самоуправления определяется специальным субъектом права, которым является муниципальное образование. За ним государство признает способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, а также нести гражданско-правовую ответственность.