Найти тему

Что такое Священное Предание?

Оглавление

Существует ряд слов в русском литературном языке, которые с течением времени изменили своё значение по сравнению с их древним употреблением. Некоторые из этих слов до сих пор употребляются не только в русском, но и церковно-славянском языке. К их числу относятся слова «смирение», «глумление», «страсть», «благодать», «любовь» и некоторые другие. Иногда различия в значениях могут быть не большими, а иногда очень существенными. К примеру, в современном русском языке «смирение» означает покорность чужой воле, иногда граничащее с отчаянием, а в церковно-славянском – это добродетель, рождающаяся от осознания своего несовершенства перед Богом. «Глумление» в обычной речи означает насмешку, издевательство, а в церковно-славянском языке – размышление, рассуждение над чем-либо.

Отрывок из библейской книги Псалмов: псалом 118, стих 15.
Отрывок из библейской книги Псалмов: псалом 118, стих 15.

Более того немало слов из церковно-славянского языка являются терминами христианского богословия. Одно из таких слов – «предание». В данной статье поговорим о том, что такое Священное Предание, чем оно отличается от других преданий и какое отношение к нему имеет Священное Писание.

Предание как передача

Само звучание слова «предание» говорит о некоей передаче чего-либо. В словарях Даля и Ожегова мы найдём схожие определения этому слову: предание – это устное повествование, передающееся из поколения в поколение. Первые ассоциации, которые приходят человеку в голову, услышав такое определение – обычаи, суеверия, сказки, былины, народные песни. Однако ярким примером преданий в нашем современном обществе вполне может являться воспитание: родители воспитывают своих детей не по каким-либо письменным методическим руководствам, а, как правило, по тому образу и воспоминаниям, которые переняты самими родителями от их предков. И в данном случае воспитание – это очень широкое понятие. Сюда входят правила приличия, понятия о хорошем и плохом, сказки и поговорки, колыбельные перед сном, даже шутки, рассказы и анекдоты, и очень многое другое. Между тем из поколения в поколение характер воспитания менялся. До революции он был одним, после революции – другим, во время и после Великой Отечественной Войны он снова резко поменялся. Даже события прошедших нескольких десятилетий внесли радикальные изменения: у воспитания до эпохи повсеместного распространения интернета был один характер, а после – заметно изменился и, можно сказать, сейчас только продолжает своё формирование. Наконец, среди одного поколения граждан можно увидеть людей с сильно различным воспитанием.

Примерно такой ассоциативный ряд возникает у человека, когда он слышит что-нибудь о предании
Примерно такой ассоциативный ряд возникает у человека, когда он слышит что-нибудь о предании

Такой взгляд на понятие предания чаще всего сбивает с толку, когда разговор заходит о Священном Предании Церкви: если любое предание передаётся устно, конечно же неминуемы искажения в виде прибавлений, заимствований и прочего, чему мы можем быть свидетелями на примере воспитания. А значит ли это, что и Священное Предание таким же образом подвержено подобному искажению? Как раз в этом вопросе нам необходимо разделить понятия.

Священное Предание Церкви

Как пишет святитель Филарет Московский в книге «Катихизис Православной Церкви», которая служит одним из наиболее верных руководств к наставлению в православной вере: «под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки – потомкам…». Однако не стоит забывать, что именно то, что мы сегодня называем Священным Писанием, именно таким образом передавалось от христиан к христианам до тех пор, пока не было записано. Святой Апостол Лука пишет примечательное вступление к Евангелию: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк 1:1-4). Из этого вступления мы узнаём, что некто Феофил уже был наставлен в вере, хотя Священного Писания Нового Завета как единой книги ещё не существовало. Однако святой Лука решил записать, то, что существовало среди Апостолов пока только в виде Предания, чтобы у Феофила было напоминание для всё большего и большего утверждения в христианской вере.

То же надо сказать и о ветхозаветном Священном Предании. Не существовало записанного учения от Адама до Моисея, хотя во времена Моисея оно было записано в книге Бытия по внушению Бога. Сам Бог, воплотившись в Иисусе Христе, передавал своё учение не в письменном виде, а словом и делом, и лишь через некоторое время Его учение было записано. Православный Катихизис далее повествует: «все истинно верующие, соединённые Священным Преданием веры, в совокупности и преемственно, по устроению Божию, составляют Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению святого Апостола Павла: «Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).

Кадр экранизации отрывка из Евангелия от Иоанна: Иисус пишет пальцем на песке — единственное, что Спаситель написал собственноручно согласно всем имеющимся достоверным источникам о Его жизни
Кадр экранизации отрывка из Евангелия от Иоанна: Иисус пишет пальцем на песке — единственное, что Спаситель написал собственноручно согласно всем имеющимся достоверным источникам о Его жизни

Именно установленная Самим Иисусом Христом Церковь и есть гарант сохранения полноты и неповреждённости Священного Предания, частью которого является также Священное Писание. Но не только оно. Святитель Василий Великий пишет об этом: «кто из возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас – в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду крещения, и елей помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам?.. Самому помазыванию елеем научило ли какое писанное слово? Откуда и троекратное погружение крещаемого человека? Из какого писания взято и прочее, относящееся к крещению – отрицаться сатаны и аггелов* его?».

Самая сокровенная часть Предания — Тело и Кровь Иисуса Христа в Таинстве Причастия, подаваемая Им руками преемников Его апостолов: архиереев и священников.
Самая сокровенная часть Предания — Тело и Кровь Иисуса Христа в Таинстве Причастия, подаваемая Им руками преемников Его апостолов: архиереев и священников.

Таким образом, Священное Предание это передача Божественного Откровения в Христовой Церкви от поколения в поколение под личным руководством Бога, основавшего эту Церковь, и сказавшего: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Её». И помимо Священного Писания, это, во-первых, передача любого исторического памятника, хранящего Божественное Откровение: постановления Вселенских Соборов, труды святых отцов. Во-вторых, это передача духовного опыта, заключённого в образе действий и личном примере учеников Христа. В-третьих, это передача благодати Святого Духа, некогда сошедшего на Апостолов в день Пятидестницы и до сегодняшнего дня действующей в епископах, священниках, дьяконах и всяком живущем по вере православном христианине. Однако не всякие изречения и труды святых, а также постановления не всех соборов относятся к Священному Преданию. Как же Церковь отделяет их друг от друга? Церковь уже в первом веке своего существования выработала безошибочный механизм различения истины от лжи. Но об этом мы поговорим в отдельной статье.

__________________

*этим словом в православной традиции, в отличие от ангелов принято называть отпавших от Бога бестелесных существ — демонов (хотя на самом деле изначально это одно и то же слово в различном произношении)

Полезная литература по теме

  1. Пространный христианский Катихизис православной кафолической восточной Церкви, — святитель Филарет Московский (Дроздов)
  2. Письмо (послание) к Амфилохию, епископу Иконийскому. О Святом Духе, — святитель Василий Великий. В статье использована цитата из 27 главы это обстоятельного богословского произведения