Не успели утихнуть новости о том, что на биржу выйдет Ренессанс Страхование, SoftLine и Питерская биржа, как на их место пришли новые заголовки связанные с первичным размещением не менее успешных контор. На Московской бирже прям звездовзлет. При чем кое кто из компаний обещает массу плюшек своим будущим акционерам.
Скажу честно, я участвовала в предыдущих IPO Ренесанса и SoftLine. И как водится, влет Ренессанса после появлений акций на бирже я пропустила. Мой брокер ВТБ инвестиции даже не показывает на графике тот взлет, о котором все пишут. Страховщик разместился по нижней границе которая была обозначена, а теперь акции упали в цене, так что я в минусе. Но этот минус не отбил у меня желание участвовать в новым предстоящих размещения.
Делимобиль
Делимобиль - это первый московский сервис по сдаче машин в краткосрочную аренду. Некоторое время контора пыталась привлекать чужие автомобили, чтобы расширять свой парк транспортных средств. Теперь компания нацелилась на более крупные инвестиции.
Что мне нравится в этом IPO, так это хороший пиар и много-много рекламы. Уже почти все мои брокеры прислали напоминалку. А ВТБ инвестиции предлагает оригинальную плюшку - промокод на скидку на услуги каршеринга для тех, кто приобретет не менее 200 акций компании. При ориентировочной цене размещения 744-893 рубля за штуку, для получения промокода надо инвестировать не менее 148800-178600 рублей, что не мало. Промокод будет действовать до конца января 2022 года. Но ради большой скидки, кто-то может и прикупить акций.
В целом дела у Делимобиль идут не плохо. Компания наращивает свой автопарк и отмечает, что он пользуется спросом. Ее услугами пользуется большая часть рынка, примерно 44%. Выручка в 2020 году выросла на 29% относительно 2019 года. Данные по 2021 году не приводятся, но это и понятно. Достаточно долгое время из-за локдаунов, сервис каршеринга был закрыт. Убыток в 2020 году также сократился относительно 2019, но Делимобиль по прежнему убыточная контора.
Самый главный риск для Делимобиль - локдаун и указание ограничить свою деятельность. Но сейчас, в начале ноября, когда уже введены нерабочие дни, каршерингам не запрещено работать. Собственно в эти нерабочие дни разрешили работать даже театрам, хотя в начале года не разрешали. Что-то поменялось в виденье мира, что не плохо. На мой взгляд ограничивать каршеринг и пересаживать людей на другой общественный транспорт не лучший вариант.
Циан
Циан - это сервис для подбора недвижимости. Я всегда его воспринимала как лучший, но "всего лишь сайт". А сейчас смотрю показатели и удивляюсь:
- Скоректированная EBITDA более 280 миллионов рублей за год;
- Выручка 5 миллиардов рублей.
Но не все так прекрасно, как хотелось бы: свободный денежный поток -1.5 миллиарда рублей (отрицательное значение). И если начать разбираться, то вроде как у всего_лишь_сайта есть разные источники дохода, но все они крутятся вокруг недвижимости. Циан получает деньги за:
- Платное размещение объявлений;
- Рекламу;
- Партнерскую комиссию за оформленную ипотеку.
При таком наборе функционала не очень понятно, как компания смогла получить такой большой отрицательный денежный поток.
У данного IPO можно выделить следующие риски:
- Растущая конкуренция. Тот же ДомКлик быстро развивается и перетягивает на себя клиентов. У ДомКлика большой плюс состоит в том, что при покупке квартиры через него клиент получает дополнительную скидку от Сбера. Уже есть те, кто не выходит на Циан, а размещается только на ДомКлике;
- Падение спроса на недвижимость. После последнего повышения ключевой ставки, ипотечные ставки тоже вырастут. Ипотека станет более накладной, спрос явно упадет. С этой точки зрения, руководство Циана выбрало лучшее время для размещения - на пике продаж.
Инвестиции для меня - это источник дополнительного дохода. Лично я считаю, что на Делимобиль можно попробовать заработать, либо спекулятивно, либо на долгосроке. Циан не кажется мне перспективным в текущей ситуации.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.