Лучшего фильма для Хэллоуина не придумать. Страшная Россия, где никогда не восходит солнце. Галерея сирых и убогих персонажей, которым кроме тупой пьянки и не менее тупой похоти ничего не остаётся. Сегодня ты стоишь в очереди за хлебом — завтра тебя расстреляют прямо на улице без суда и следствия. Короче, тот же «Юрьев день», обновлённая версия.
Для тех, кто вдруг не в курсе: фильм «Петровы в гриппе» снят по роману «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова, которого позиционируют как «звезду отечественной словесности». Картина участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, оператор Владислав Опельянц получил приз Высшей технической комиссии.
Серебренников приветствовал зрителей по видеосвязи. Все улыбались и восторгались наперегонки, даже не осознавая, что всё это написанное, снятое, показанное и увиденное заслуживает лишь одного — веника. Точнее, метлы, которой необходимо гнать весь этот сор, потому что стихов не получилось. Да что там поэзия — Серебренников был не в состоянии снять даже сколько-нибудь внятную историю, которую наверняка можно было наковырять из романа в 400 с лишним страниц.
А ведь так хотелось настоящей поэзии! Не зря в первых же кадрах в автобусе, едущем вникуда (привет антиутопии «Сквозь снег»), появляется бубнящий Андрей Родионов. Потом на литкружке в библиотеке читает стихи Всеволод Емелин. Тяжелую литературную артиллерию подкрепляет своим явлением Анна Наринская в пенсионерной кофте. И всё бы ничего — только бы Дрейден чуть чётче выговаривал слова, Хаматова бы не меняла цвет глаз от обычного хаматовского в люциферов чёрный, ну и Иван Дорн мог бы не переигрывать — смешного полосатого шарфа и желтой кухни для клоунского образа ему вполне достаточно.
Вроде бы всё как всегда: собаки лают, народ спивается, поэты бубнят, библиотекарши мечтают о любви. Только любви нет. Ну не любит Кирилл Семёнович Серебренников ни поэтов, ни библиотекарш, ни даже собак. Вместо сочувствия и симпатии его герои вызывают исключительно омерзение и желание поскорее выключить воспроизведение видео. Что я и сделала.
____________________________
P. S. Думаю, Сальникова еще обязательно экранизируют, он как-никак колоритный. Может, там даже сыграют Иван Дорн, и Родионов, и Трибунцев, и даже Чулпан Хаматова — образ библиотекарши в гриппе ей очень идет. Но это будет другое кино, которое вряд ли возьмут в Канны — кажется, там теперь соревнуются не по принципу «кто лучше», а «кто хуже».
_____________________________
P. P. S. Всё-таки можно бесконечно бить себя в грудь с криком «Ты / Я Петров», говорить, что живёшь в тюрьме, и прятаться от мира за тёмными стёклами очков и козырьком бейсболки. Можно даже называть себя постмодернистом, всё равно никто ничего не поймёт. Но пенсионерное пережёвывание своей ненависти приведёт такого автора разве что на свалку истории. Или под ковёр, куда его заметёт поганая метла. В то время как Золотая пальмовая ветвь будет красоваться на полке в серванте у режиссёра Джулии Дюкурно, ведь она в свои 37 сумела создать самого неоднозначного, отвратительнейшего даже персонажа, которому тем не менее хочется сопереживать.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨👩Подписывайтесь на канал 💡