С сегодняшнего дня в Санкт-Петербурге, Москве и области так называемый локдаун. Но поговорим мы, конечно, не об этом, а о том, что в прокат уже успел выйти один занимательный фильм и, надеемся, что после недельного перерыва в работе различных заведений, в том числе и кинотеатров, будет ещё возможность его посмотреть. Фильм этот называется «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Именно об этом художнике мы Вам сегодня и расскажем, а, возможно, в комментариях и Вы нам расскажете, что знаете о нём интересного 😉.
Луис Уильям Уэйн родился 5 августа 1860 года в Лондоне. Он был самым старшим из шести детей, да к тому же, единственным ребёнком мужского пола. На протяжении большей части своей жизни он и его сёстры жили вместе с матерью, ни одна из сестёр не была замужем, а отца семейства не стало, когда Луису было 20 лет. С тех пор ответственность за сестёр и мать лежала на его плечах.
Некоторое время Луис проработал учителем в Школе Искусств Западного Лондона, в которой сам ранее и учился. Но вскоре после этого он решил стать художником-фрилансером, благодаря чему и добился больших успехов.
Поначалу Луис работал в нескольких журналах в разное время («Illustrated Sporting», «Dramatic News», «The Illustrated London News»), где специализировался на рисовании животных и деревенских пейзажей. Он рисовал на сельскохозяйственных выставках, рисовал загородные дома и усадьбы, всевозможный домашний скот. В какой-то момент он даже надеялся зарабатывать на жизнь рисуя портреты собак.
Но всю его последующую жизнь определил самый грустный период жизни художника.
В 23 года Луис вступил в скандальный по тем временам брак. Он женился на гувернантке своих сестёр, которая была на 10 лет его старше. В качестве протеста и несогласия с выбором Луиса, на свадьбе не присутствовали близкие со стороны жениха. После этого Луис переехал со своей женой Эмили Ричардсон в дом на севере Лондона. И всё было бы прекрасно, но Эмили начала страдать от рака груди и скончалась всего через 3 года после свадьбы. Именно в этот период и произошла судьбоносная встреча.
Однажды ночью Луис услышал жалобное мяуканье, которое доносилось со стороны заднего двора их дома. На улице был сильный дождь и было принято решение спасти бездомного чёрно-белого котёнка от переохлаждения. Именно этот котёнок, которого назвали Питер, приносил утешение умирающей Эмили, а Луис, чтобы радовать супругу, начал его рисовать.
Эмили настоятельно рекомендовала публиковать эти наброски, но, к сожалению, умерла она до того, как это произошло.
Первый рисунок антропоморфизированных кошек Уэйна был опубликован в 1886 году в специальном праздничном выпуске журнала «The Illustrated London News». Рисунок под названием «Рождество у котят» или «Рожественская вечеринка с котятами» изображал 150 кошек, многие из которых были похожи на Питера. Котики были заняты приятными предпраздничными хлопотами – отправляли приглашения, выступали с речами, играли, мыли посуду и так далее. В данной работе кошки у Уэйна пока остаются на всех четырёх лапках и без человеческой одежды. Позднее на картинах Луиса кошки уже ходят подобно людям – прямо и в модной по тем временам человеческой одежде. Ну а пока, именно данная публикация произвела фурор.
Последующие 30 лет Уэйн был плодовитым художником. Иногда из-под его руки выходило по несколько сотен рисунков в год! Его работы публиковались в газетах, журналах, их воспроизводили на открытках, Луис проиллюстрировал около ста детских книг.
Художник также был тесно связан с зоозащитной деятельностью. Временами выступая в качестве президента и председателя комитета, вёл активную деятельность в Национальном клубе кошек, поддерживал несколько благотворительных организаций – Общество противников вивисекции, Общество защиты кошек и Лигу наших бессловесных друзей.
Художник чувствовал, что помог «искоренить презрение, с которым держали кошку» в Англии. Ведь в Англии вплоть до викторианских времён у простолюдинов было распространённое развлечение – по выходным швырять мешки с котятами в реку или огонь. Чего там только не происходило с несчастными животными, но в том числе благодаря художнику, и его активной общественной деятельности, удалось затронуть сердца людей последующей за викторианской, эдвардианской эпохи и породить идею заводить котов как домашних любимцев. Постепенно жестокое обращение с животными стало неприемлемым.
Несмотря на бешеный успех, Луис всю жизнь страдал от финансовых трудностей, так как пренебрегал авторскими правами и не имел делового чутья. Художник был скромным, добрым, наивным, чем и пользовались люди из издательского мира.
В 1907 году он отправился в Нью-Йорк, где нарисовал несколько популярных комиксов – «Кошки о городе», «Грималкин», «Приключения Билли Котёнка» и другие. И хоть его работа вызвала всеобщее восхищение, но его критическое отношение к городу сделало художника объектом критики в прессе. Луис вынужден был вернуться домой, в Англию, с ещё меньшим количеством денег, чем раньше. Из-за своей неосмотрительности он вложил деньги в убыточное дело. А по дороге домой пришло сообщение о смерти матери, что подкосило художника ещё больше.
Приблизительно в 1914 году Уэйн создал серию керамических кошек под влиянием новомодных стилей – футуризма и кубизма. Получившиеся фигурки так и назвали «Футуристический кот». Но, к сожалению, в родной Англии фигурки не получили признания, и художник решил отправить свои керамические работы в Штаты. Но дело было во время Первой мировой войны, и крупная партия статуэток погибла на корабле, который был атакован немецкой подлодкой.
Самая младшая сестра художника страдала от психического заболевания и в возрасте 30 лет была определена на лечение. Эта участь, к сожалению, не обошла и самого Луиса. После войны тревожность и эмоциональный стресс Уэйна усилились, характер художника начал меняться. Из доброго, доверчивого человека он превратился в жестокого и враждебного. Особенно это проявлялось по отношению к сёстрам. Также художник мог надолго запереться в своей комнате и писать бессвязные тексты. А в 1924 году семья перестала справляться с временами агрессивным поведением Луиса и его поместили в палату для нищих психиатрической больницы Спрингфилда в Тутинге.
Спустя год его там обнаружила пресса и условия жизни художника получили широкую огласку. В дело вмешался писатель Герберт Уэллс и премьер-министр Стэнли Болдуин, и Луиса перевели в Бетлемский Королевский госпиталь, а затем и в более комфортный госпиталь Нэпсбери. Это было относительно милое место, с садом и местным питомником кошек. Там он и провёл последние 15 лет, постепенно успокаиваясь и продолжая рисовать кошек для удовольствия.
Луис Уэйн скончался 4 июля 1939 года, ему было 78 лет. На захоронение до сих пор регулярно возлагают цветы.
А теперь немного об известной теории о шизофрении художника, и о том, как развитие его болезни можно проследить по его же картинам.
Теория о том, что художник страдал шизофренией появилась в 1940-х годах. Тогда это было модное слово для любого ментального отклонения. Теория эта появилась благодаря психологу Уолтеру Маклаю, который в 1939 году купил несколько рисунков Луиса Уэйна, и составил так называемую восьмёрку картин «От милого до безумного». Эта серия картин якобы иллюстрирует развитие шизофрении у пациента.
Однако Уэйн чаще всего не датировал свои рисунки, поэтому теория Маклая не может быть подтверждена. Противники данного мнения говорят о том, что в лечебнице художник одновременно создавал и «милых» котов, и «абстрактных».
В 2001 году доктор Майкл Фицджеральд также оспорил теорию о шизофрении, выпустив статью, в которой говорит о том, что Луис, скорее всего, страдал расстройством аутистического спектра (РАС). Доктор Фицджеральд указывает на то, что хотя искусство художника становилось более абстрактным по мере того, как он становился старше, его техника и навыки не уменьшались, как можно было бы ожидать от человека, страдающего шизофренией.
В общем, до сих пор нет единого мнения по поводу того, чем же именно был болен Уэйн. Но его сёстры предполагали, что безумие брата стало результатом удара головой после падения с омнибуса в 1914 году. Тогда экипаж резко наклонился, уходя от столкновения с кошкой, которая перебегала дорогу. Согласно рассказам, первое, что спросил художник, придя в сознание, было: «С котом всё в порядке?».
Будем благодарны за помощь в развитии канала: подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь публикациями.
ПОМОЩЬ ПРИЮТУ
С любовью к котикам, команда Приюта Мурзилки СПб