Найти тему
Галина

Роднее родных

Фото автора Ron Lach: Pexels
Фото автора Ron Lach: Pexels

Маруся - простая деревенская женщина, муж - городской житель. В городе с жильём трудно, решили жить в деревне, тем более, работы тогда там было хоть отбавляй, заработки хоть и небольшие, но стабильные. А муж оказался перекати-поле, долго нигде не мог жить, сбежал. Слышала, что нашёл другую, а потом и её с ребёнком бросил. Так и бегал, скрываясь от алиментов. Маруся и не жалела, погоревала, конечно, поначалу, думала любовь всё же у них, ждала какое-то время. А потом решила: а нечего себя изводить, надо дальше жить, сына Витю растить. Вот и работала не на одной работе, чтоб всё у него было и ни в чём он не нуждался.

В соседях у них была семья неблагополучная: муж с женой и двое деток: старший сын Иван и дочка Светочка.

Вся жизнь этих родителей проходила в пьяном угаре. За пьянку и прогулы их выгоняли с работы, потом, жалея детей, брали обратно. Маруся ходила к ним, и просила, чтобы подумали о детях, и ругала их. Приезжали комиссии к ним, так как на учёте они состояли, как неблагополучная семья. После этого на какое-то время становилось тихо, а потом они принимались за старое. Но родительских прав их не лишали.

У Маруси сжималось сердце, когда она видела, как страдают дети. Ваня был одного возраста с её Витей, но уже совершенно самостоятельный, всё умел делать по дому и Светочку к этому приучал.

- Моего Витьку и не заставишь, сто раз скажу, всё равно сама потом делаю. А Ваня понимает, что, если он не сделает, то не сделает никто, - думала женщина.

Она жалела детей, часто забирала к себе, кормила, сама не поест, а детей накормит. Оставляла ночевать у себя, когда родители были пьяными. А они, как будто и не замечали, что детей нет дома. Ваня и Света очень к Марусе привязались.

Шли годы, мальчики закончили школу, уехали учиться. А когда приезжали домой, Маруся снова звала к себе Ваню и Свету. Наступало время мальчишкам уезжать, она и своему пирогов напечёт, сумку соберёт, и Ванюше тоже, понимала - больше некому, да и денег хоть немного, то три рубля, то пять (деньги-то раньше были другими) незаметно от всех ему в руку положит. Отпирается Ваня, не берёт, да Маруся всё равно заставит.

- Я то что? У меня вон овощей нарощено, грибов да ягод наношено, не пропаду, - думала она.

Вот выучились Витя и Ваня, стали работать там же в городе. Иван старался, чтобы ещё и подработка была, а Витя всё с матери тянул.

А соседи так всё и пили, да видно всему конец приходит. Отец как-то зимой ночью, не дойдя до дома нескольких метров, замёрз на дороге. Мать, заливая горе, умерла в пьяной компании через некоторое время.

Светочка какое-то время жила у Маруси, потом Ваня приехал и увёз её к себе, там она и школу закончила, и специальность получила.

Они приезжали к ней частенько, помогали: и дрова расколют, и огород помогут вскопать, летом траву окосят у дома.. И она им помогала, чем могла.

А свой сынок, как стал сам зарабатывать, так и не звонил, и не приезжал, только, если, что-то надо было ему. Никогда не интересовался, как мать живёт, не нуждается ли в чем, здорова ли она?

А как женился, переехал в другой город, так и вообще забыл про неё. На свадьбу даже её не пригласили. Ваня спросил как-то при встрече:

- Что же ты маму на свадьбу не позвал?

- Да ну, там все городские, приедет тут деревенщина позориться.

Ваню эта фраза, как ножом по сердцу резанула, Марусю он больше матери своей любил.

Шли годы, стала Маруся часто болеть. Чувствует она, что не пережить ей будет зиму в деревне, надо дрова носить, воду, печи топить, а сил нет совсем.

Позвонила сыну, рассказала всё, попросилась к нему пожить.

Он нехотя ответил:

- Ну приезжай.

Всё ему объяснила, когда приедет. Пообещал встретить.

А тут и Ваня звонит:

- Тётя Маруся, здравствуй. Как ты там? Как себя чувствуешь? Слышали мы со Светкой, что ты болеешь, может лекарство какое привезти? А знаешь что? Давай я за тобой приеду, у нас поживёшь.

- Ой, Ванечка, что ты, спасибо родной. Да только Витюшка зовёт к себе, на днях и поеду.

- А ты меня не обманываешь? - забеспокоился Иван.

- Нет, не волнуйся. Я приеду, он там меня встретит, всё хорошо будет.

- Если что, наши номера телефонов ты знаешь.

- Ой, Ванюшка, - думала Маруся, - какой парень хороший вырос, - да как я к вам поеду жить? Витька обидится.

Получила пенсию, собралась и поехала.

Приехала в город, вышла из автобуса - темнеть уже стало. Стоит, ждёт сына, а его всё нет и нет. Позвонила несколько раз - не отвечает. Два часа без толку прождала на холоде.

Тут таксист, видя, что женщина долго стоит, мёрзнет, крикнул:

- Садись, довезу. Адрес-то знаешь?

Хорошо, что Маруся адрес сына записала на листочке.

Едет, волнуется: с сыном что-то случилось, почему не отвечает?

На пятом этаже они жили, поднялась из последних сил, позвонила - никто не открывает. За дверями музыка, шум. Постучала, - не слышат. Так и стояла долго, пока выходить из квартиры не стали.

- Мама? А ты чего это здесь? - удивился сын.

- Витенька, так мы же с тобой договорились, я звонила, что приеду.

Постоял, подумал, вспоминая, потом нехотя сказал:

- Ну, заходи.

Сразу поняла Маруся, что её приезд не обрадовал сноху. Желая хоть как-то задобрить её, отдала ей свою пенсию, только на лекарства себе немного оставила.

- Зачем мне деньги? - думала Маруся, - на всём готовом буду жить.

Невестка вроде бы подобрела, готовила покушать, к столу звала. На три дня её только и хватило. Не привыкла она к этому. Они только завтракали дома, обедали на работе, вечером тоже куда-то уходили. Да Маруся и сама бы приготовила и их бы накормила, если бы продукты были. А так утром чайку попьёт, и в обед, и вечером то же. Только не голода она боялась, всё в её жизни было. Больше всего Маруся боялась безразличия, - ни сноха, ни сын с ней не разговаривали. Если хоть слово скажут - уже радость.

Не могла она так жить, ей казалось, если даже умрёт, они и не заметят этого. Лучше уж и дома.

Ваня со Светой звонили, спрашивали, всё ли в порядке у неё? Не стала Маруся их расстраивать.

Когда сын со снохой ушли утром, написала на листочке, что домой поедет. Собрала свои вещи и побрела на автовокзал, спрашивая у прохожих дорогу, - денег на такси не было, только на билет домой добраться.

Приехала Маруся домой, холодно, зима как никак, всё выстыло в квартире. Затопила печку. Соседки, как увидели, что дым из трубы идёт, прибежали к ней:

- Что ты, Маруся?

- В гостях хорошо, а дома лучше, - отвечает.

- Пойдём к нам, ещё простынешь, а печку Вася (муж этой женщины) протопит.

Кто-то позвонил Ивану, что Маруся домой вернулась. В этот же день Ваня примчался, забежал в дом:

- Собирайся тётя Маруся, к нам поедешь, и без разговоров!

- Да как же, Ванечка?

А Ваня быстро вещи все в машину перетаскал, Маруся и разобрать их ещё не успела.

Привёз в свою квартиру, тепло, хорошо, пирогами пахнет, - это Светланка старается, хлопочет, ждёт тётушку.

Встретили, как родную, комнату отдельную отвели.

Говорят, наговориться не могут.

- Тётя Маруся, - говорит Ваня, - а я ведь всегда мечтал, чтобы ты нашей мамой была и всегда тебя мамой хотел называть, ты ведь нам тогда роднее всех была, а теперь мы тебя никуда не отпустим.

- И вы мне роднее родных, милые вы мои. Не нужна я оказалась своему сыну...

Маруся заплакала, Ваня обнял её, стал по голове гладить и как-то само собой у него вырвалось:

- Не плачь, никогда больше не плачь, мама...

Потом спохватился.

- Ты, Ванечка, зови меня мамой, мне от этого на душе спокойней, и Светочка, если захочет, пусть зовёт.

Так она и осталась с ними жить. Света выскочила замуж вперёд старшего брата, потом и Иван женился. Маруся у Вани жила. Все дети её мамой звали, а внуки - бабушкой.

А родной сын так и не вспоминал о матери, - не беспокоит его, и ладно, всё значит хорошо.