Человеческая цивилизация насчитывает тысячи лет своей истории, и, сколько ни спорили бы люди о причинах, предпосылках и катализаторах своего возникновения, ясно одно – с эпохи питекантропов в социуме, по большому счету мало, что изменилось. Облысела обезьяна, висящая на ветках, говорить научилась, взяла палку и пошла изучать Pithon, но не перестала быть животным. Типичным представителем отряда млекопитающих.
Да, много историй придумал изворотливый мозг Homo, чтобы создать ореол исключительности, венца творения и еще Бог весть что. Кстати, и Бога, похоже, тоже он придумал, причем весьма детально проработав мельчайшие подробности, дабы скрыть от счастливого обладателя сознания до боли простой факт – мы развитые воинственные обезьяны, развитие которых стало возможно именно благодаря их постоянным битвам друг с другом. Не будем далеко ходить, так называемый «Мирный атом». Кажется, что может быть лучше? Недорогая экологичная энергия, пусть и с риском уничтожения всего живого вокруг. И действительно, в какой-то момент нашей эволюции этот источник энергии был весьма привлекательным, а еще более привлекателен факт его возникновения, который напрямую связан с войной. А в остальном, как говорится, прекрасная Маркизаа, все хорошо, все хо-ро-шо…
И действительно, все не так плохо, если принимать истину такой, какой она есть. Не оскорбляя ничьи чувства, можно смело сказать, что истина – это то, что можно проверить, подтвердить рядом исследований. Пощупать, увидеть… Сколько щупаем мы себя, сколько ставим эксперименты, опыты, а с каждым разом убеждаемся в своем животном происхождении. И, как все живое на Земле, мы находимся в постоянном конфликте, войне, если хотите. Посудите, едва ли антилопа смиренно принимает смерть от лап Царя зверей, или несчастная муха, доживая последние минуты жизни в красоте Венериной мухоловки, не думает о том, как ей надо уступить, чтобы насытить голодный цветок. Будем честны, она в общем-то, не очень склонна к мыслительному процессу. Как, собственно, и люди. Да, ведь если нас с рождения поместить в информационный и социальный вакуум, вряд ли мы сможем прочитать и, уж тем более, понять сочинения Шекспира в оригинале. Вырастет человеческий детеныш в обществе ворон, может быть, научится отличать интонации карканья, вырастет в обществе тигров – будет рычать, чуть что. Одновременно и страшно, и чудесно. Но именно в этом и есть причина нашей враждебности. С одной стороны, мы животные, которые обречены на вечную дележку территории, самок, самцов и еды, а с другой – мы производные общества, в котором находимся. И тут, казалось бы, может мерцать лучик надежды на избавление Homo от войны. Но нет же! Даже если мы отбросим иллюзорность большого количества ценностей, с которыми мы живем, предрассудки, переданные нам по праву рождения – культура человека – это война. Вечная, гнетущая и всесосжигающая. Воевали потомки Адама и Евы за женщин (Вспомним Великую Трою), за веру (крестовые походы), за Родину (то бишь, за территорию, вспомним почти все войны на Земле), за политические взгляды (невротическое желание построить демократию во всем мире), за деньги (тоже, в общем-то почти все войны) и так далее и тому подобное. Я не Господь, не венец творения, и даже не великий ученый, и, конечно, могу быть неправ. Но, включая шайтан-картинку под названием «Телевизор» в очередной раз убеждаюсь в том, что примерно так дело и обстоит. Сирия, Украина, Индия, Ливан, а с недавних пор, и Азербайджан с Арменией. Казалось бы, чего делить? Живите в мире, любите друг друга, катайтесь в гости друг к другу. Но нет, снова смерть, война и какие-то мнимые «Государственные интересы», культурные ценности, оправдывающие насилие. Таковы мы, пока что…
Слишком поздно для пессимизма, кажется, так говорят в небезызвестном фильме о том, что Homo успел уничтожить за короткое, по меркам Планеты, свое существование. Да, мне действительно кажется, что шанс, хоть и призрачный есть. Только один. Имя ему – эволюция. Да. Я верю в то, что именно Она, создавшая нас воинствующими обезьянами, спасет нас и поможет стать другими. Когда-нибудь мы всей Землей поймем, что мы тут живем. Все, я, Вы, и еще 7 миллиардов человек, для которых есть все, чтобы жить и творить мир для Мира. Пройдет какое-то время, и, если мы сами себя не уничтожим, все мы сможем стать поистине разумным человеком. А тем временем, часы на Union Square в Нью-Йорке, отмеряют нам немногим более семи лет…