Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
Когда в начале 2021 года я начинал вести этот дневник, то даже не мог предположить, что благодаря нему передо мной могут открыться двери, которые обычно остаются наглухо закрытыми. И, вроде бы, секрет прост − стоит всего лишь постучаться. Но одно дело, когда просто стучишься с просьбой открыть, и совсем другое, когда представляешься блогером, а то и вовсе журналистом, пишущем, например, об исторической архитектуре или каких-то интересных городских особенностях, а в качестве подтверждения доброты своих намерений можешь предоставить ссылку на блог. Так, например, летом этого года мне удалось посетить [практически с индивидуальной экскурсией] завод «Москабельмет», одно из ведущих российских электротехнических предприятий. Ну, а сегодня мы с вами окажемся внутри крайне примечательного московского особняка, уже давно закрытого для посещения.
Место, о котором пойдет речь в сегодняшней статье, на протяжении долгого времени приоткрывало свои двери лишь на несколько дней в году, но пандемия, увы, закрыла и эту лазейку. Начиная с 2001 года в Москве ежегодно проходят так называемые Дни культурного и исторического наследия, в рамках которых москвичи и гости столицы получают возможность оказаться в помещениях старинных усадеб и особняков, куда доступ в обычное время остается закрытым. Часть из них принадлежат госструктурам, другие − частным коммерческим организациям, третьи − зарубежным посольствам и консульствам. Вот только дни эти по известным причинам уже второй год подряд проходят исключительно в виртуальном формате и когда вновь вернутся в офлайн, пока что неизвестно. Повлияла пандемия и на написание этого поста, но обо всем по порядку!
Итак, сегодня мы заглянем внутрь особняка Дерожинской, построенного в 1904 году в Кропоткинском переулке Москвы по проекту архитектора Федора Шехтеля для владелицы текстильного предприятия «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова» Александры Дерожинской. Особняк на момент своей постройки стал едва ли не самым роскошным частным жилым домом Москвы, да и по сей день является одним из наиболее выразительных образцов московского модерна начала XX века.
После революции, как и все аналогичные постройки, особняк был национализирован. В разные годы его занимали культурно-просветительское общество Украинской рады, внешкольный отдел Наркомпроса, редакционно-издательский отдел Главполитпросвета, представительства Узбекской, Туркменской и Таджикской ССР, а также дипмиссия Китая. В 1959 году особняк был передан посольству Австралии и с тех пор остается в его собственности. Сегодня здесь находится резиденция посла. На территории особняка, сразу за выходящей на Кропоткинский переулок оградой установлен флагшток с флагом Австралии (увидеть его можно на фотографиях выше и ниже).
И тут стоит сделать лирическое отступление на тему пандемии и повсеместного введения локдауна. Австралийская тактика борьбы с распространением заболеваемости фактически свелась к тотальной изоляции и полному закрытию страны, а столь жестких и продолжительных локдаунов, как в Австралии, не было и нет ни в одной стране мира. Локдауны в отдельных австралийских штатах и городах вводились моментально, как только там обнаруживался хоть один заболевший. Так, например, Мельбурн, второй по населению город страны, провел в локдауне рекордные [для всего мира] 262 дня. Впрочем, не будем уходить в сторону рассуждений относительно целесообразности подобных действий, поскольку в данном случае это необходимо лишь для констатации фактов.
Полагаю, что подобные меры все-таки не в полной мере распространялись на зарубежные посольства Австралии. Очевидно, режим на их территориях во многом зависел от ситуации в каждой конкретной стране. Но так же очевидно и то, что не следовало рассчитывать на какую-то излишнюю открытость посольств в то время, как сама страна наглухо закрылась от всего окружающего мира. Но за спрос, как известно, денег не берут, подумал я и написал в консульский отдел посольства Австралии в Москве письмо с просьбой посетить особняк Дорожинской. Ответ пришел уже на следующий день: сотрудник, сославшись на локдаун, извинился и сказал, что вынужден ответить отказом. Но что удивительно, в качестве компенсации он прислал мне десяток фотографий особняка из архивов посольства, а также скан брошюры о здании, разрешив использовать их при написании статьи. Все материалы я публикую без изменения, но полагаю, что все же должен отметить, что они являются собственностью посольства Австралии в России.
Так что сегодняшняя статья отчасти уникальна и тем, что писать ее мне приходится о месте, в котором сам я пока что не побывал и видел только снаружи. Возможно, не самый лучший вариант, но в условиях пандемии и закрытых границ более чем приемлемый! Да, фотографии интерьеров особняка Дорожинской можно найти в интернете, но зато именно те, что опубликованы в этой статье − совершенно эксклюзивные!)
Так, например, на фото выше − задний фасад здания. Увидеть его с этой стороны могут только работники и посетители посольства. А теперь и мы с вами. Ниже − пожалуй, самое красивое помещение особняка, центральный холл. Считается, что в качестве прообраза для него Федор Шехтель использовал планировку античного храма, а роль алтаря здесь играет мраморный камин с горельефом. Масштабная роспись была сделана уже в наше время, в рамках последней реставрации особняка, но по оригинальным эскизам живописца Виктора Борисова-Мусатова. Сам он, увы, умер еще до того, как успел воплотить свои идеи в жизнь. Впрочем, и в отсутствии росписи, помещение с белыми стенами смотрелось не менее грандиозно.
Рядом с холлом расположена гостиная, потолок которой украшают несколько десятков лампочек, вмонтированных в угловые зоны. Мебель здесь современная, зато оформление интерьера, включая волнообразный переход от стен к потолку, в точности такое, как и сто с лишним лет тому назад.
Важное место в оформлении интерьеров всего особняка занимают кованые предметы − решетки, светильники, дверные ручки. Так, например, люстра в столовой (на одной из фотографий ниже) создана по эскизу Шехтеля в виде четырех спиралей с плафонами в форме цветочных бутонов, а лестницы в особняке обрамлены природным узором, дублирующим ограду особняка.
Цветочный орнамент лестницы оригинальный, дошел до нас в своем первозданном виде.
Весьма оригинальное художественное решение было использовано в помещении библиотеки. Главной здесь является тема леса: книжные стеллажи закрыты изящной резной решеткой, рисунок которой повторяет мотивы сплетенных между собой ветвистых крон деревьев. Ветви здесь словно ограждают винтовую лестницу, ведущую к антресоли с дополнительными шкафами.
Следующее помещение, кабинет, сегодня выглядит достаточно современно. Если бы не примечательное окно, то даже сложно подумать, что находишься внутри исторического особняка в стиле модерн начала XX века. Хотя на момент постройки здесь также был сделан камин, а к потолку крепились причудливые подвесные люстры. Но все это было демонтировано по желанию хозяйки еще в начале 1910-х годов.
В столовой же (на фото ниже) напротив, до наших дней дошло немало исторических деталей. В этом помещении сохранилась встроенная мебель и буфет, а стол по центру хотя и не оригинальный, но тщательно подобранный в соответствии с преобладающими природными мотивами в оформлении особняка.
Сам Федор Шехтель, не только спроектировавший особняк Дерожинской, но и создавший эскизы для всех малых форм в интерьере, от светильников до дверных ручек, характеризовал общую задачу здания как «архитектурный миф». По мнению архитектора, у каждой детали здания, и внутри, и снаружи, есть глубокий смысл, даже прозаические бытовые мелочи одухотворяются. При этом главная роль во всех помещениях отводилась свободному пространству, а большие окна и максимальная освещенность комнат были призваны сделать акцент именно на нем, в то время как предметы мебели и отделки оттеснялись к стенам, освобождая максимум места.
Как вам идея? Хотели бы пожить среди таких интерьеров?
В завершении я, как и обещал, привожу скан брошюры, выпущенной посольством Австралии, на двух языках, русском и английском, а также выражаю большую благодарность его сотрудникам, посодействовавшим появлению сегодняшней статьи. Надеюсь, что после отмены всех карантинов и локдаунов посещение особняка Дорожинской, как и десятков других исторических особняков и усадеб Москвы, вновь станет возможным.
И на этом об одном из красивейших московских особняков в стиле модерн на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь было интересно!
Буду рад, если вы подпишитесь, и постараюсь и впредь не подкачать!)
#москва #интересные места #интересные факты #экскурсии по москве #архитектура