На детской площадке ребенок учится общаться, работать в команде, заводит первых друзей, знакомится с окружающим миром. Это элемент социального взаимодействия, который способен рассказать как о месте детей в городе, так и о их месте в конкретно взятом доме. Какой должна быть идеальная площадка для игр, и есть ли такие в Петербурге, читайте в нашем материале.
Cегодня дети все реже играют во дворах, предпочитая проводить время дома. Причина кроется не только в их стремлении посвящать время виртуальной действительности, но и в отсутствии качественной инфраструктуры рядом с домом. В жилых комплексах часто можно встретить типовые площадки, состоящие из горки, песочницы и качелей. Их ставят посреди неуютных бетонных дворов, рядом с парковками и автомобильными проездами. Представьте, что вы ребенок и играете здесь каждый день: не станет ли вам скучно через неделю, месяц… а через год?
А насколько безопасны такие места для игр? Не каждый родитель отважится отпустить детей на самостоятельную прогулку – и не только из-за машин. Среднестатистический житель многоквартирного дома в 21 веке не знает тех, кто живет в его парадной, доме: культура добрососедства утеряна. Несколько десятилетий назад соседи знали друг друга, и детей без проблем отпускали во двор. В то время площадки тоже были слабо укомплектованы, но дворы в хрущевских микрорайонах точно отвечали запросу своего времени – они дарили ребенку свободу. Здесь соседские ребята пели песни под гитару, заботились о младших, учились быть взрослыми. Упал? Не беда – приложил подорожник и побежал дальше.
Сегодня реалии несколько изменились, но, как и прежде, площадка являет собой микромир, своеобразную проекцию взрослой жизни. Здесь ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, решать задачи в команде – в Швеции с помощью игр на площадках замкнутых детей интегрируют в коллектив: скандинавская практика показывает, что игры на улице наилучшим образом подходят для разрешения детских конфликтов и предотвращения буллинга.
Идеальная площадка: какая она?
С точки зрения психологии детская площадка – это эффективный инструмент в социализации ребенка. Чтобы создать качественное пространство для детских игр, привлекают специалистов из самых разных областей: социологов, урбанистов, психологов, историков, архитекторов. На основе многочисленных исследований можно выделить несколько важных принципов детской площадки:
- Многообразие вариантов прочтения. Чем больше сценариев для игр предусмотрено, тем интереснее будет ребенку, тем меньше шансов, что площадка быстро ему надоест.
- Самостоятельность. Двор – это своеобразная школа жизни, и площадка должна предоставлять ребенку возможность рисковать и развиваться. Качественная площадка мотивирует к здоровому соперничеству, учит принимать решения без помощи родителей.
- Безопасность. Площадка не должна граничить с автостоянками и дорогами, а еще – важна безопасность игрового оборудования. Если на площадке есть высокая башня, вход в нее следует размещать высоко, чтобы он оставался недоступен для детей 2-3 лет.
- Инклюзия. Хорошо себя чувствовать на детской площадке должны и с особенностями развития, и инвалиды. Это не значит, что нужна отдельная зона – наоборот, площадка должна базироваться на принципе адаптации детей с ограниченными возможностями в реальную жизнь.
- Экологичность. Это и использование натуральных материалов, и живые изгороди, защищающие от выхлопных газов. Песок, галька, вода – такие материалы прекрасно дополнят детский городок – это обеспечит развитие тактильных ощущений, познакомит ребенка с окружающим миром. А еще натуральные материалы – это про эстетическое развитие. Человек, который с детства впитывает качественную визуальную среду, в будущем начнет создавать вокруг себя не менее красивый и комфортный мир.
Где в Петербурге найти хорошую площадку?
В последние годы в Петербурге стало появляться все больше интересных площадок: один из ярких примеров – «Фрегат Петр и Павел» в Новой Голландии. Это каркас корабля длиной 26 м и высотой 6 м, его внутреннее пространство поделено на несколько зон, где могут играть дети разных возрастов. Канаты, пушки, подзорные трубы, штурвал, горки – здесь есть все, чтобы дети могли почувствовать себя настоящими мореходами. Создатели площадки – немецкая компания Richter Spielgeräte – учитывают важность контекста среды при создании площадки: окружения, социальной ситуации, будущих пользователей. Основываясь на глубоком анализе локации, компания создает уникальный концепт для конкретного района. Важными принципами фирмы являются инклюзивность детских пространств, возможность ребенка самоопределяться на площадке, а также большое количество игровых сценариев.
На счету немецкого бренда, ведущего работу с 1967 года, парки развлечений и детские площадки более чем в 40 странах мира: компания выступила разработчиком площадки Принцессы Дианы в Гайд-парке. Оборудование Richter Spielgeräte часто используется для знаковых городских проектов: в итальянской Фиденце одной из ключевых локаций для отдыха является «Нильская галера» от Richter Spielgeräte – она напоминает петербургский Фрегат.
Фрегат – не единственная площадка от Richter Spielgeräte в Петербурге. Во второй очереди жилого комплекса Ultra City от RBI появилась вторая в нашем городе площадка немецкого производителя. Башня-лазалка с горкой-трубой и телескопом, кривые зеркала, музыкальные клавиши, ручей с помпами, дамбами и водной призмой, экскаватор для игр с песком, большой пешеходный мост, который соединяет две игровые зоны и подсвечивается в темное время – это лишь часть активностей, которые найдут здесь дети.
Ландшафтное бюро AFA Group, участвовавшее в разработке проекта, привлекло для создания команду психологов и ландшафтных дизайнеров, а ещё – в тестировании продукта приняли участие 50 детей: пока дети играли, специалисты отмечали, какие сценарии они создают для своих игр, и вносили корректировки в проект. Эта практика традиционна для компаний AFA и Richter Spielgeräte.
Площадки – как часть городской среды: скандинавская практика
Качественные игровые площадки есть во многих странах мира. К примеру, в Мельбурне создан целый приключенческий парк Royal Park Nature Play Playground с невероятным количеством игровых локаций и зон для отдыха родителей, а в китайском Гуандуне институт Luofu обустроил «волшебный лабиринт» из сетей: система для скалолазания раскинулась на несколько сотен метров.
Однако все это точечные элементы детского благоустройства: лучшие же решения в области инфраструктуры для детей можно найти в Скандинавии. Городские территории развиваются комплексно, и зона для игр не ограничивается детскими площадками – удобным и безопасным для юных жителей становится весь город.
Во многих локациях скорость передвижения по городу на автомобиле составляет 20 км/час, созданы удобные переходы от одной игровой зоны к другой и, что немаловажно, на площадках не ограничиваются изобретательность и активность детей. К примеру, в Дании существуют так называемые «мусорные площадки», куда родители приносят старые строительные материалы, коробки, палки, краску, сено, катушки. Так дети развивают воображение и учатся командной работе.
Долгое время площадки в России были гипертрофированно безопасными, а потому стали неинтересны детям. Этот логический парадокс сродни Уловке-22: правила безопасности, которые по общему признанию важны, нанесли ущерб самой цели детской площадки – вместо того, чтобы развивать физическую активность и импровизацию, они начали их сдерживать. Чтобы преодолеть разрыв между безопасностью и развлечением, нужно создавать город, где площадка будет его естественным продолжением. Для этого девелоперы и городские власти при разработке проектов должны думать о детях как о полноценных членах общества – когда это произойдет, хорошая площадка станет не чем-то выдающимся, а само собой разумеющимся элементом городской среды.
Фото: pastvu.com, newhollandsp.ru, rbi.ru, world-architects, travelask.ru