Случай из практики Светланы Моисеевой
32-летний мужчина обратился с тем, что стал опасаться за себя и окружающих.
Он признался, что иногда на него накатывают приступы практически неконтролируемой ярости.
Причём, рассказал он, это может случится прямо на улице, он вдруг ощущает прилив злости, которая легко переходит в ярость, даже возникают в воображении картины, как он вонзает нож в спину идущему впереди абсолютно незнакомому человеку.
(Я работала с ним по вечерам, в офисе уже могло никого не быть, мне самой становилось страшно. При этом я видела его адекватность и мой интерес был велик.)
Очень быстро стало ясно, что у этого клиента весьма плохо с выражением злости, раздражения, недовольства.
Он молчалив, весьма покладист, работает в AT-компании, разработчик программ. В его жизни достаточно много раздражающих факторов дома и на работе.
Я просила рассказывать об эпизодах, которые ему не нравятся. Он говорил весьма неохотно, монотонно, опустив глаза в пол. При этом я наблюдала, как напрягаются его руки и сжимаются кулаки. Стало очевидно, что мой клиент не осознаёт свою злость в момент, когда она появляется, не ощущает ее. Только телесные реакции выдают его переживания.
Мне было важно выяснить, в каких ситуациях он научился подавлять свою естественную агрессию. И он рассказал (с большим трудом мне это удалось!) случай из детства, который старался забыть.
Это было в детском саду. Ему было лет 5. Перед дневным сном все дети должны были сходить в туалет, а он не успел. Воспитатель была строгой, все было по минутам, а он был медлительный. И во сне он описался. Встал и признался в этом воспитателю. Знаете, как она поступила?
Она начала кричать на него, разбудив своим громким голосом спавших одногруппников. Более того, она стыдила его. И заставила снять мокрые трусики и поставила перед всеми голым, только в майке, на стул. На стул(!), чтобы уж точно всем было видно.
Рассказывая это, мой клиент плакал и дрожал. Я видела как много боли, стыда и гнева рождается в нем при воспоминаниях. Тогда, будучи пятилетним мальчишкой, он не мог выразить этой страшной воспитательнице свои чувства.
Скорее, даже гнева ещё не было, только стыд и боль. Злость на неё стала появляться позже, по мере взросления. Но никогда не было возможности (да и умения) выражать это чувство. Так и жил мой клиент, весь свой гнев научившись прятать внутрь себя.
Пока однажды этот гнев не стал самопроизвольно проситься вырываться наружу, предлагая моему клиенту картинки зверских убийств. Хорошо, что он обратился за помощью, хоть и боялся, что его могут отправить в психиатрическую больницу.
А дальше в терапии в моем присутствии он проживал свой гнев, направленный к той воспитательнице. А потом и к другим адресатам. Много-много гнева скопилось внутри!
Искать экологичной форму для выражения нам ещё предстоит. Сначала необходимо разгрести эти «авгиевы конюшни».
#психология #психология жизни #случай из практики #психотерапия #гештальт-терапия #психотерапевт