Мы привыкли к ролям Юрия Никулина в комедиях. Супруга актера Татьяна рассказывала, что дома у них постоянно был занят телефон. Если муж слышал новый анекдот - звонил всем друзьям, знакомым и проверял смешной или нет. Сам актер всегда говорил, что живет просто и счастливо, его не смущают обычные будни, ведь он работает в цирке. Сегодня я предлагаю подборку фильмов, где Юрий Владимирович играл драматические роли.
Когда деревья были большими (1961)
Герой Никулина потерял близких во время войны, он не работает, перебивается случайными заработками, выпивает. Однажды ему становится известна история молодой девушки-сироты. Кузьма Кузьмич решил поехать в эту деревню и представиться отцом Наташи.
Никулин до этого снимался только в комедиях и сомневался, справится ли с ролью Кузьмы. А режиссер Лев Кулиджанов не видел ни одной роли актера в кино, но ему пришлось по душе выступление Никулина в цирке. Некоторые сцены были переписаны специально под него. Все актеры уже имели опыт работы в кино.
Только для Людмилы Чурсиной эта роль стала дебютной. Интересно, что первые эпизоды, снимавшиеся в Москве, не вошли в фильм. Партийные чиновники высказывали замечания по поводу безыдейности картины. Ее даже хотели закрыть. Но заместителю министра культуры Николаю Данилову понравилась игра Юрия Никулина и он разрешил дальнейшие съемки.
Всегда пересматриваю фильм, если его показывают по телевизору.
Ко мне Мухтар (1965)
Картина о дружбе лейтенанта Глазычева и овчарки по кличке Мухтар. Прототипом Мухтара был пес - Султан, десять лет проработавший в милиции, он задерживал преступников, находил похищенное имущество. После его ухода из жизни, тело превратили в чучело и выставили в Музее ленинградского уголовного розыска. В 1952 году об этом узнал Израиль Меттер, советский писатель. Он и посвятил Султану литературное произведение. В 1960 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть «Мурат». Руководство «Мосфильма» приняло решение экранизировать произведение.
Юрий Никулин возразил, когда ему предложили роль лейтенанта милиции: «Я не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!»
До начала съемок Юрий Никулин выезжал с милицией на операции, общался с проводниками служебных собак. Актер рано утром в милицейской форме отправлялся в питомник, где выгуливал, кормил двух собак.
С поставленной задачей справлялись не все служебные собаки, взятые на роль Мухтара. Инженер из Киева предложил своего пса Дейка для съемок, умное животное неукоснительно выполняло свои задачи. Дейк жил на квартире Никулиных вместе с хозяином до конца работы над фильмом. Актер сам настоял на этом, чтобы познакомиться с Дейком поближе, привыкнуть к нему.
Хозяин собаки поставил условие - он должен быть вместе с псом на съемках, но его не отпускали с работы. Тогда в Киев поехал Юрий Никулин, чтобы все уладить, ведь ему не могли отказать.
Вдова режиссера Семена Мусатова вспоминала - когда она приехала к мужу в Ростов, где находилась вся группа, ее встретил милиционер. Дина Мусатова подумала, что ее забирают в милицию, но это был Юрий Никулин. Он часто разыгрывал актеров, рассказывал анекдоты каждый раз по-разному.
Я выделяю два момента в фильме - сцену, когда бывшая хозяйка пыталась забрать Мухтара, которого предала, бросила, и желание Глазычева спасти друга, продлить его жизнь.
Они сражались за Родину (1975)
Картина была признана лучшей о войне. Она рассказывает о подвиге советского солдата, любви к родине, истинной цене победы. Фильм Сергея Бондарчука снят по роману Михаила Шолохова.
Идут ожесточенные бои в июле 1942 года. Стрелковый полк вынужден отступать, выполняя задание командования удерживать высоту посреди степи. Но здесь тоже нашлось место юмору. Герой Никулина - многодетный отец, рядовой Некрасов, он всячески пытается развеселить бойцов, рассказывает смешные истории.
Никулин здесь играет вместе с Шукшиным, Тихоновым, Бурковым. На эти роли режиссер утвердил их быстро. Юрий Владимирович воевал, участвовал в обороне Ленинграда, именно поэтому Бондарчук взял его на одну из главных ролей.
Актер вспоминал, как надел солдатское обмундирование на съемки, посмотрел в зеркало и вспомнил фронтовую жизнь, окопы, бомбежки, голод.
Никулин выделял игру Василия Шукшина, удивлялся, как он легко произносил текст, говорил не повышая голоса, но с внутренней силой. У самого Никулина возникли трудности с текстом. Шукшин давал ему советы, как выучить свою роль. К сожалению для Шукшина эта работа оказалась последней, он ушел из жизни, когда съемки еще не были закончены.
Съемочной группе помогал полк солдат - они рыли окопы, участвовали в массовках. Здесь же бывало находили останки бойцов времен войны, неразорвавшиеся мины.
Актерам удалось всем вместе побывать в гостях у Шолохова, где писатель рассказывал, как по предложению Сталина начал писать роман.
Пересматривая картину, каждый раз не сдерживаю слезы, особенно в финале.
Двадцать дней без войны (1976)
Картина режиссера Алексея Германа, сценарий написал Константин Симонов. Юрий Никулин здесь сыграл глубоко драматическую роль, опаленного войной журналиста. Вместе с ним снималась Людмила Гурченко. Актер играет немолодого мужчину, который случайно во время войны встречает молодую женщину, влюбляется в нее.
Никулин сначала отказывался от роли, мотивировав тем, что его амплуа - комедии. Но посмотрев пробы, режиссер и автор сценария убедились - он отлично подходит для роли Лопатина. Они настаивали на его работе в картине, режиссер даже провел беседу с Никулиным о его герое.
Худсовет не хотел утверждать актера, но мнение Симонова оказалось решающим. Позже худсовет снова требовал заменить актера, но Симонов резко возразил, ведь он создал своего героя, и ему решать кто его будет играть!
Работа в картине Никулину давалась нелегко, он сначала похудел, потом наоборот, стал много есть. На съемках фильма Никулин сдружился с Людмилой Гурченко. Актер немного стеснялся любовных сцен, признаний в любви.
Госкино присвоил картине вторую категорию и выпустил на экраны небольшим тиражом. В 1977 году фильм во Франции получил премию им. Жоржа Садуля, историка кино.
Недавно смотрела эту сложную драму, где показана жизнь в тылу, впечатлилась игрой великих актеров.
Чучело (1983)
Фильм Ролана Быкова о жестокости школьников. Роль дедушки Лены Бессольцевой стала последней работой в кино Юрия Владимировича. Режиссер Быков хотел сам сняться в этой роли. Но когда увидел пробы с Никулиным, понял - таким и должен быть дедушка - мудрым, любящим, понимающим. Здесь худсовет тоже высказывался против участия Никулина и даже против съемок картины.
Девочка Лена пришла в новый класс, ее сразу стали обзывать «чучелом», а спустя время посчитали предательницей. С тех пор Лена подвергалась травле, за ней гонялись после школы, били.
Когда Кристине Орбакайте представили ее экранного дедушку, она сразу узнала всеми любимого клоуна. Он всегда разряжал сложную ситуацию на площадке шутками, смешными историями.
Когда фильм показали иностранной публике, режиссеру приходили письма, в которых люди рассказывали о похожих ситуациях в их жизни.