Найти в Дзене
Исторический обзор

Мистический заговор салемских девочек

Соединенные штаты Америки- достаточно молодое государство в сравнении со странами Европы. Это общество было основано на совершенно новом фундаменте. Он не закладывался путем исторических процессов, долгих и болезненных. Не было старинной аристократии, тянувшей общество в консерватизм; религия в Новый Свет была привезена уже реформированной, с «пуританской» этикой. Общество основано было на принципе «свободы». Получилось так, что протестанты, прибывшие в Америку, собрали все самые новые общественные достижения человечества и воплотили их в государстве на республиканских основах. Для человека того времени это был необычайно интересный эксперимент; отринуть монархию и попытаться сделать государство в новом виде. Как ни странно, это не помешало привезти им старинные предрассудки о ведьмах- помощницах дьявола. Вера в сверхъестественные способности не подвергалась сомнению. Об этом говорилось в Библии. По законам штата Массачусетс заповеди Моисея признаны юридической нормой. По сути, в этом

Соединенные штаты Америки- достаточно молодое государство в сравнении со странами Европы. Это общество было основано на совершенно новом фундаменте. Он не закладывался путем исторических процессов, долгих и болезненных. Не было старинной аристократии, тянувшей общество в консерватизм; религия в Новый Свет была привезена уже реформированной, с «пуританской» этикой. Общество основано было на принципе «свободы». Получилось так, что протестанты, прибывшие в Америку, собрали все самые новые общественные достижения человечества и воплотили их в государстве на республиканских основах. Для человека того времени это был необычайно интересный эксперимент; отринуть монархию и попытаться сделать государство в новом виде.

Дом судьи Корвина, загубившего салемских "ведьм".
Дом судьи Корвина, загубившего салемских "ведьм".

Как ни странно, это не помешало привезти им старинные предрассудки о ведьмах- помощницах дьявола. Вера в сверхъестественные способности не подвергалась сомнению. Об этом говорилось в Библии. По законам штата Массачусетс заповеди Моисея признаны юридической нормой. По сути, в этом штате была теократия. Священник там охранял закон не только Божий, но и человеческий.

Все началось с безумства двух маленьких девочек в 1692 году, одна из них- Элизабет, другая- её кузина- Абигайл. Никто точно не знал почему эти дети начали сходить с ума, поэтому логичным вердиктом того времени было обвинить ведьм.

Так описывают их безумства очевидцы:

Деодат Лоусон:

«Абигайл подбежала к огню и стала выхватывать из него горящие головни и разбрасывать их по дому; а потом с разбегу забралась на заднюю стенку очага, точно хотела вылезти в дымовую трубу».
«Когда пропели псалмы, Абигайл обратилась ко мне: «А теперь вставай и говори свой текст». После того как он был прочитан, она сказала: «Это очень длинно». После полудня, когда я сослался на свое учение, Абигайл Уильямс заявила: «А я и не знала, что у тебя есть какое-то учение. Если ты о нем и говорил, то я забыла».

Роберт Калеф- торговец из Бостона:

«…всякие странные позы, делали причудливые движения, произносили глупые смехотворные речи, из которых ни они сами, ни окружающие ничего не могли понять».

Помешательство было подобно болезни. Вскоре и другие дети начали «заболевать». Местный врач Уильям Григгс вместе со священниками поставили диагноз: злокачественное «ведовство». Сначала пытались бороться методами традиционными, когда одна из помешанных девочек- служанка Мэри Уоррен в доме Джона Проктора «впервые забилась в припадке, он посадил ее за прялку и пригрозил выпороть; припадок немедленно прекратился, но, увы, ненадолго: на следующий день ему пришлось уехать из дома, и все началось с начала». Сговор детей?

Необходимо было наказать виновных в «одурманивании» молодых людей. Судебный процесс начался. В качестве подозреваемых были выдвинуты кандидатуры самых беззащитных: Титуба- рабыня негритянка; Сара Гуд- нищенка, которая постоянно курила трубку; и калека Сара Осборн, трижды выходившая замуж.

Титуба и дети. Альфред Фредерикс. XIX век. Из книги "Популярная история Соединенных штатов".
Титуба и дети. Альфред Фредерикс. XIX век. Из книги "Популярная история Соединенных штатов".

Во время судебного процесса пытались выяснить, действительно ли эти вышеперечисленные женщины ведьмы? Доказательством их магического воздействия были припадки молодежи во время заседания. "Ведьма" подходила к "жертве" и у той резко начинались конвульсии.

Как только жертвы сознавались в содеянном «колдовстве», припадки у детей прекращались.

Энн Патанам: (одна из "жертв" ведьм сказала во время допроса)

«Она перестала меня мучить и с тех самых пор почти не являлась мне».
«Колдовство в деревне Салем», иллюстрация, вероятно, Ф. О. К. Дарли или Грэнвилл Перкинс.
«Колдовство в деревне Салем», иллюстрация, вероятно, Ф. О. К. Дарли или Грэнвилл Перкинс.

Сара Черчилль- служанка Джорджа Джейкобса, созналась в своем притворстве . Однако, девушки," пострадавшие от магии", в один голос стали ее обвинять в том, что она ведьма. Испугавшись расправы, Сара переметнулась на сторону «страдалиц».

Процесс салемских ведьм, литография 1892 г.
Процесс салемских ведьм, литография 1892 г.

Вскоре в Салеме возросло число подозреваемых в колдовстве людей. Под раздачу попал и местный священник Джордж Барроуз.

20 апреля 1692 г. двенадцатилетняя Энн Патнам под присягой показала, что ее «сильно испугал» призрак священника, который душил ее и заставлял писать в его книге.

«Я сказала ему, как ужасно, что он, священник, которому положено учить детей страху Божьему, дошел до того, что соблазняет бедные беззащитные создания отдавать души дьяволу». Она продолжала: «О, страшный призрак, назови мне свое имя, чтобы я знала, кто ты. Но он снова стал мучить меня и заставлять писать в своей книге, а я опять отказалась. И тогда он сказал, что его имя — Джордж Барроуз»

Последняя попытка показать чистоту перед Богом у пастора была в день казни. Он без запинки прочитал "Отче наш", хотя в то время считалось, что человек, прокаженный дьявольской силой, обязательно должен был запнуться. Толпа замешкалась. Но палач убедил собравшихся в том, что молитву нашептывает на ухо бывшему пастору сам дьявол. Джордж Берроуз был повешен.

Джордж Берроуз читает молитву перед казнью.
Джордж Берроуз читает молитву перед казнью.

Весь этот спектакль продолжался очень долго. Причем казнили только тех, кто отказывался признаваться в ведьминских происках. Тех же, кто соглашался с обвинением, после отпускали. В этом заключается весь парадокс ситуации.

За все время в тюрьму посажено было около 150 человек, осуждено - 30 человек, 19- казнили, двое умерли в тюрьме, один сбежал, один умер под пыткой.

Ну и главный вопрос. Зачем эти девочки обвиняли людей в колдовстве? Была ли у них такая игра или же это сговор их родителей, дабы убрать мешающих им персон? Правды мы уже никогда не узнаем. А хотелось бы...

Осмотр ведьм.(1853) Т. Х. Маттесон, по мотивам Салемского процесса.
Осмотр ведьм.(1853) Т. Х. Маттесон, по мотивам Салемского процесса.