Найти в Дзене
Лидеры кино

«Война и мир» - подвиг российского кино

Символом мощной победы кино России на все времена стала замечательная киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир». Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать». Но на самом деле попытку экранизации этого романа в России предпринимали еще со времен немого кино. Создание экранизации С. Бондарчука заняло шесть лет (1961- 1967). Это были годы оттепели, мощного подъема российского кино. И это не был не только ответ на вышедшую ранее американскую «Войну и мир», не только съемка к 150- летнему юбилею. Это был народный наказ: на «Мосфильм» потоком шли письма с просьбой экранизации романа. Среди 4 снятых серий третья – «1812 год» заняла особое место. Лев Толстой и советское кино в основу событий положили подлинную причину победы России и изгнания Наполеона. Это в первую очередь нравственная победа, одержанная народом. Перед создателями эпопеи стоял выбор: сосредоточиться на основных ге

Символом мощной победы кино России на все времена стала замечательная киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир».

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать». Но на самом деле попытку экранизации этого романа в России предпринимали еще со времен немого кино.

Создание экранизации С. Бондарчука заняло шесть лет (1961- 1967). Это были годы оттепели, мощного подъема российского кино. И это не был не только ответ на вышедшую ранее американскую «Войну и мир», не только съемка к 150- летнему юбилею. Это был народный наказ: на «Мосфильм» потоком шли письма с просьбой экранизации романа.

Среди 4 снятых серий третья – «1812 год» заняла особое место.

Лев Толстой и советское кино в основу событий положили подлинную причину победы России и изгнания Наполеона.

Это в первую очередь нравственная победа, одержанная народом. Перед создателями эпопеи стоял выбор: сосредоточиться на основных героях огромного романа или стянуть события к моментам наиболее яркого проявления народной воли и народного мужества. С. Бондарчук выбрал второе.

Создать подлинно художественную картину Бородинского сражения удалось в серии «1812». Лента бросала вызов зарубежным историкам, приписывающим победу на Бородинском поле французам. Еще бы, ведь после этого Наполеон продолжил вторжение и даже захватил Москву.

-2

Но у советских историков было другое мнение: Бородино нанесло смертельный удар по французской армии, показав мужество и стойкость как нравственное преимущество и силу народа.

Но еще никогда советское кино не решало таких военных задач как съемка грандиозного Бородинского сражения. Фактически к нему готовилась вся страна. Уже на стадии режиссерского сценария было подготовлено огромное рисунков покадрового плана будущей битвы с подробными указаниями для операторов, пиротехников, звукорежиссера. Специально для этого фильма по образцу американской 70 миллиметровой камеры была создана камера «Россия». Она позволяла снимать широкоформатное кино с высоким разрешением. Шестиканальная запись звука обеспечивала стереоэффект.

Около 30 предприятий страны работала на фильм. Сложнейшим вопросом стал вопрос о формировании войска. В 50 годах кавалерия в армии была упразднена. И тогда для съемок был сформирован 11-й отдельный кинематографический кавалерийский полк.

-3

Бородинская битва, занимающая около получаса экранного времени, стала самой масштабной батальной сценой в мировом кино. Снимать пришлось в Смоленской области.

Со складов Генштаба были доставлены стоваттные репродукторы, оставшиеся со времен войны. С их помощью осуществлялось командование битвой. 15 тысяч советских солдат изображали русскую и французскую армию. Потоком шли письма родным. Родные порой поражались тому, что их сын воюет, а войну то не объявляли.

Все поле боя было разделено на секторы. В каждом секторе — своя полевая рация, принимавшая распоряжения с центрального командного пункта. Пиротехники подготовили к сражению дымовые шашки и взрывные смеси. Сапёры навели мост, построили «флеши Багратиона». Артиллеристы установили на пригорке пушки «батареи Раевского». В битве снималась массовка из 120 тысяч человек – рекорд, занесенный в Книгу Гиннесса. Масштабы пиротехнической работы тоже впечатляют.

-4

В сцене Бородина использован интересный ход: камера словно парит над полем боя. Чтобы снять эти кадры, понадобилась необычная конструкция. Была построена 15-метровая вышка, к ней прикреплено два троса длиной 120 метров, протянутые над полем сражения, и по ним на тележке спускалась в свободном парении камера. Создавалось впечатление, что мы видим бой «глазами» пушечного ядра.

-5

Но еще важнее было увидеть битву глазами действующих героев. Мощно сыграна роль штабс – капитан Тушина актером Николаем Трофимовым. Образ кутузова в исполнении актера Бориса Захавы в точности передает образ романа. Необычным полководцем был Кутузов. Впечатляет момент битвы, когда к нему прибегает перепуганный генерал, утверждая, что ряды русских дрогнули, русские бегут. «О чем Вы говорите. Вы что, ничего не видите, мы побеждаем!» – так ответил ему Михаил Илларионович.

И действительно, « Войну и мир» создавала страну, победившая фашизм, добившаяся победы в Великой Отечественной. Эта страна не понаслышке знала, что такое народный подвиг!

Владимир Жерехов