Найти тему
Всем балет!

Работа артистом балета в театре: уйти нельзя остаться

Оглавление

Сегодняшняя статья не совсем о прекрасном и великом, а о его неприглядной стороне. Зрителю неизвестны насущные проблемы артистов балета, касающиеся зaрaботной платы, расписания, рабочего дня. Быть может, это и к лучшему, но кажется, проблема зашла слишком далеко. Мурат Ушанов собрал обращения артистов из разных театров и объединил их в своем новом видео (ссылка в конце статьи). Обсудим некоторые из них.

Низкие зaрплaты в регионах

Москву и Санкт-Петербург нельзя принимать за всю Россию, вероятно, именно поэтому Мурат не включил в своё видео данные об оплате труда в столичных театрах. Да и сам артист в прошлых видео признавался, что у него (как у артиста кордебалета Мариинского театра) была вполне достойная з/п, если сравнивать с аналогичной позицией в региональном театре.

И да, если прима-балерина Мариинского театра зарабатывает более 100 тыс. рублей за один спектакль, то артист кордебалета в Самарском театре за месяц работы получит не более 26 тыс. рублей, и это в лучшем случае. Но в новом сезоне возникли проблемы: артистам балета объявили, что будут сокращены баллы, а следовательно, и зарплaтa. Баллы — условная «стоимость» каждой партии балетного спектакля. Новые правила вынудили 14 артистов балета уволиться из театра. Но где теперь работают эти артисты? Похоже, в этой ситуации приходится пробовать себя в новых профессиях, начинать с нуля.

О нестабильности работы

Оказалось, что артисты многих театров России работают по срочному договору. Это означает, что договор в конце очередного сезона могут не продлить, и это удобно для театров, но плохо для артистов, поскольку артист может в самый неподходящий момент остаться без работы. Кто-то может спросить: «А зачем было соглашаться на такие условия?» Ответ прост: нет другой официальной работы по балетной специальности, приходится соглашаться на то, что есть. Актуально для любой сферы деятельности.

Фото: https://ru.freepik.com, https://ru.freepik.com/photos/dance">Dance фото создан(а) master1305 - ru.freepik.com</a>
Фото: https://ru.freepik.com, https://ru.freepik.com/photos/dance">Dance фото создан(а) master1305 - ru.freepik.com</a>

Почему нельзя просто уйти

Хочется высказать поддержку артистам, которые остаются работать в театрах. Потому что нашему зрителю не угодишь: если остаешься работать на невыгодных условиях — зачем терпишь? А если уйдешь, то «без театра — никто».

Для кого-то театр и сцена — мечта детства, и поэтому артисты принимают данные условия, но это не означает, что никто ничего не понимает и не видит. Человек с 10 лет учится искусству, которое вне театра почти невозможно. Да, руководители этим пользуются. И так происходит в любой сфере: человек приходит на рабочее место, и только потом понимает, что к чему.

Взрослая самостоятельная жизнь сталкивает молодежь с реальными трудностями в виде недостойной оплаты труда. Но молодой артист выходит на сцену, снова и снова заряжаясь её магией. Артисты готовы мириться с невыгодными для себя условиями, потому что они видят свое предназначение в другом: служении сцене и искусству балета, а не в противостоянии системе. Но надолго ли хватит сил? Последние события показывают, что энтузиазм угасает быстро.

Уходить бывает некуда

Совсем недавно на канале мы обсуждали причины ухода артистов из театров. Сложилась двоякая ситуация: с одной стороны мы понимаем, что артисту балета состояться без театра будет непросто. И нужна смелость, поддержка близких и финансовая подушка безопасности, чтобы уйти из закрытого мира театра в свободное плавание. Единицы могут себе это позволить, не обрекая свою свою на голод. После видео Мурата сложилось впечатление, что «реализация» в театре может приносить так много неудобств, от которых будешь рад избавиться, даже если обратной дороги не будет. К счастью, в наше время есть множество других возможностей для заработка.

Но вот проблема: не у всех есть своя балетная школа, YouTube-канал, развитый Instagram, где можно продавать рекламу, мерч, книги. Не все хотят осваивать другую профессию, особенно во взрослом возрасте. Люди разные, и кто может и хочет это делать, уже делает. Реальность такова, что не каждый талантливый и работоспособный артист предприимчив, менеджеры это отлично понимают и пользуются этим, к несчастью. Уйдут в бизнес одни артисты, им на смену придут другие, круговорот кадров был во все времена. Слишком мало у нас примеров (если они вообще есть), когда маленький человек смог восстановить справедливость, при этом выйти сухим из воды и сохранить рабочее место. А искусство балета в это время лишается профессиональных людей, а вместе с ними и зрителя.

Будем следить за развитием событий.