Найти в Дзене

Скрытая угроза - топливо и масло и их роль в борьбе этого сезона

Топливо и смазочные материалы снова стали важнейшим фактором гонки вооружений Формулы 1. Компании производители могут тратить на новые разработки средства, которые не входят в бюджетные ограничения…

Red Bull в этом году в неплохой форме, мы можем это понять не только по результатам и времени на круге, но и по тому, как ведут себя их соперники. Mercedes настаивали на новых тестах на гибкость аэродинамических элементов и на новой процедуре пит-стопов, но факт в том, что RB16B все еще частенько превосходит W12 на разных трассах. Часть этого преимущества может приходиться на силовую установку, но дело не только в лошадиных силах.

В Азербайджане ExxonMobil, партнер Red Bull в области топлива и смазочных материалов, представило новое (как они говорили, «революционное») моторное масло, которое включало в себя компоненты, ранее не использовавшиеся в смазочных материалах. На Гран-При Франции Honda привезла новую, переработанную силовую установку. И оба этих обновления напрямую связаны друг с другом.

Работа с топливом и лубрикантами – не новость в Формуле 1. Пока топливный насос не стал обязательным элементом, широко использовались разного рода добавки, чтобы увеличить мощность и избежать детонации. Продвинутые смазочные материалы шли бок-о-бок с развитием стали и материалов в 1990-х, а производители наращивали обороты двигателей.

Но со временем анализ данных со стороны FIA совершил рывок в начале 2000-х, и они смогли лучше отслеживать подобные хитрости. Однако, появилось новое поле для улучшений: если, например, масло может резко снизить трение и увеличить надежность детали, двигателю понадобится меньшее охлаждение, а значит, боковые понтоны могут стать меньше, что снизит лобовое сопротивление.

С 2007 года началась эра омологации двигателей, так что развитие топлива и смазочных материалов стало ключевым фактором изысканий инженеров, ведь менять механические части в двигателях стало можно лишь для увеличения их надежности (что, конечно, не мешает производителям увеличивать потихоньку их мощность с каждым новым обновлением).

-2

Honda утверждает, что новая спецификация силовой установки не мощнее той, что использовалась на старте сезона, и все легальные изменения были проведены ради надежности. Но теперь считается, что Red Bull может использовать двигатели более агрессивно, чем раньше. Эксклюзивное соглашение с ExxonMobil вполне этому способствует.

Одна из проблем Red Bull в последние годы их сотрудничества с Renault было то, что они не могли испытывать двигатели на стендах со своим топливом и маслом, потому что французы настаивали на работе со своим партнером, Castrol. С тех пор как обе команды австрийцев работают только с Honda, в этой области начались подвижки.

У Red Bull заметно улучшились дела со скоростью на прямых, что никогда не было их сильной стороной, и разница была хорошо заметна в Поль-Рикаре, куда Honda привезла новую спецификацию узла. В стане «быков» отрицали подозрения из стана Mercedes, что новая силовая установка заведомо мощнее предыдущей, и настаивали, что все дело в лучшем управлении энергией и аэродинамических настройках. Но несомненно, что Red Bull удалось использовать двигатели в более агрессивной манере. ExxonMobil не раскроет деталей о том, что они используют в их масле нового поколения, но могут признать то, что искали вдохновение в индустрии косметики. Ключевой фактор успешной работы масла в том, чтобы нанести защитную пленку на деталь, чтобы снизить ее износ и трение. В то же время оно должно иметь малую вязкость, чтобы не замедлять движущиеся части.

Томек Янг из ExxonMobil Global Motorsport говорил Motorsport.com: «Косметическая промышленность предлагает множество уникальных натуральных компонентов, и мы тоже должны были их оценить и выбрать лучшие. Эти компоненты были внедрены, когда мы увидели их преимущества, включая лучшее взаимодействие с металлическими поверхностями, низкое трение, что позволяет увеличить мощность, но сохранить защиту и топливную эффективность. И это позволяет лучше использовать двигатель в широком диапазоне условий».

Янг рассказал, что идея использовать подобные компоненты появилась еще восемь лет назад и что их тестировали в лабораториях компании. Но лишь недавно им удалось попробовать их на стенде вместе с Honda. Янг добавляет: «Некоторые элементы состава масла являются отклонением от обычного, который мы как правило связываем собственно с моторным маслом. То, что казалось далеким будущим несколько лет назад – масло, выдерживающее высокие температуры, снижающее трение и содержащее био компоненты – стало реальностью в этом году благодаря усилиям всей команды, Honda и Red Bull. Уверен, это откроет нам новые возможности для будущего».

-3

Главный инженер Red Bull Пол Монаган: «Если это помогает надежности двигателей, то нам проще удержаться в рамках трех силовых установок на сезон. И еще можно использовать их на пределе больше времени и не опасаться большого пробега. Также мы можем больше узнать о машине, а не думать об ограничивающих нас факторах. Если говорить о производительности силовой установки, то новые лубриканты позволяют нам снизить трение, уменьшить потери при подаче топлива, и все это маленькие шаги, которые дают общий вклад в скорость машины».

Очень редко случается так, что какой-то единственны компонент в течение сезона позволяет так много отыграть, как это сделали Red Bull в этом году, но это может дать позитивный толчок и на будущее. В данном случае производитель топлива и смазочных материалов работает вместе с производителем силовых установок и разработчиками шасси, что позволяет улучшить не только мощность и надежность, но и аэродинамическую эффективность обвеса.

Янг о том, можно ли посчитать вклад масла в улучшение времени на круге: «Мы продолжаем работать с Red Bull и Honda, чтобы собрать побольше данных. Команда постоянно отслеживает каждый аспект, который может принести преимущество, здесь всегда играет роль несколько факторов. В конце концов будет сложно отделить влияние нового масла от нового топлива, параметров двигателя и аэродинамики машины. Но мы провели много разных тестов с Red Bull и Honda перед тем, как выбрать финальный вариант».

Mercedes в данном случае должно даже больше беспокоить то, что Honda, прежде чем они покинут чемпионат и передадут свои наработки и силовую установку Red Bull, могут успеть найти еще области для улучшения. Янг: «Новое масло настолько необычное, что двигатель может использоваться и в еще более жестких режимах. Так что новые оптимизации аэродинамики и других параметров вполне возможны в будущем».

Это перевод статьи Джонатана Нобла и Стюарта Кулинга из журнала GP Racing UK за август 2021.

Фото: MotorsportImages.com

#honda #mercedes #red bull #формула 1 #автоспорт #exxonmobil #mobil1