Поломанные колеса затертого путешествия героя в очередной раз слетают с шарниров. Я не жалуюсь, теории должны развиваться. Правда развиваться правильно, чтобы не подкопаться (хотя подкопаться всегда можно, но это история другая). Нынешние сценарии хотят усидеть сразу везде, но ноги разбегаются. И радикальные перемены, да такие, чтобы новыми не казались, потому что среднестатистический зритель вообще кардинальных перемен не любит и вообще это все от лукавого. (посмотрите на ту же корейскую игру). Тут то и выкатывается на пустой пивной бочке диснеевский подход в тусовку мультипликационных сериалов.
Понять конкретно, как сами называют в сценарном отделе или может в отделе бухгалтерии такие телодвижения, называют свой метод как-нибудь вообще или может это все фикция и мне пора уже выйти на улицу не только за хлебом. Сериалы, которые выпускает (примерно года с 2015) мастодонт-поработитель Голливуда имеют своеобразный первый акт. Он напоминает собой инкубатор.
Если брать любимейшую методичку Голливуда, по которой крутится в невозможном (однотипном) путешествии сценарий то протагонист попадает из своей зоны комфорта в агрессивную среду. Ну для драмы же.
В нынешнее время не выгодно пихать огромные прологи, поэтому герой сразу влетает в новый мир, а какая зона комфорта была до этого мы узнаем либо за минуты две, либо узнаем по ходу сюжета.
Вроде ничего плохого. Нарратив развивается стремительно и выдает нам столько информации, сколько нужно, без лишних точек, оставляя пространство для воображения и осмысливание зрителем. В идеале.
Инкубатор проводит внутри этого «особенного мира» обширный инструктаж. Курс молодого бойца аж в три мини акта. Причины тут сразу две. Первая, привязать зрителя к персонажу, ну чтобы зритель был ментально с главным(и) героем(ми). Обильные сопереживания к персонажу, все-таки многое вместе прошли. Вторая, чтобы подготовить протагониста к тому, что его ждет дальше.
Выстраиваться дорожка благих намерений из лепестков роз. Вот только нежные лепестки превратятся в осколки острых косяков и ошибок.
Отличается инкубатор тем, что он находится внутри первого акта, как промежуточное звено между зоной комфорта и агрессивной зоной (где вся драма развивается). Это как пролог, который засунули вперед. Инкубатору свойственна наивность и постоянное запугивание тем, что ждет дальше в агрессивном мире. Какой весомой опасности или серьезной моральной борьбы в инкубаторе нет. Инкубатор читается наперед и не сохранят драматического напряжения. Однако он подробно раскрывает аспекты мира агрессивного и персонажей. Диалоги живей и проще даже для пустых филлерных историй.
Как так выходит, что собственный подход выходит боком. Подробней рассмотрим первый вариант на фоне 2х работ, выпущенных Диснеем. «Рапунцель, новая история» и «Стар против сил зла». Оба сериала закончены. Выходили они примерно в один промежуток времени и оба протагониста эксцентричные принцессы с жаждой приключений.
Безусловно архетипы и характеры персонажей разные, как и их конечные цели. Рапунцель более сдержанная и податливая, миролюбивая и дружелюбная. Она готова идти на компромисс во избежание конфликта. Но также она очень любопытная и уверенная. Ее любовная линия очевидна, и драма отношений развивается вокруг понятия «друг-враг», ежели «друг-любовник». Стар неприкрытая бунтарка. Она не обделена любопытством и в край не сдержанная, самовлюбленная. Она простодушная и наивная, а конфликты она решает радикально. Ее любовная линия скрыта, даже слишком глубоко и раскрывается только под самый конец (в принципе от нее вполне можно было бы отказаться. Сюжет бы точно не пострадал).
Оба этих персонажа пребывали в инкубаторе на протяжении целого сезона серий. Оба, пройдя подготовку отправились в агрессивный мир. Кстати, присутствие в инкубаторе не говорит о том, что персонаж не может на мгновение «выходить подышать» или «открыть окно». Тень опасности должна присутствовать, а ставки повышаться. Для одной это было собственное королевство в котором случались бытовые истории, для другой – чужой мир, но ситуации примерно такие же.
Вот набрался накал ко второму сезону, никто же клиффхэнгер не отменял. Персонажа выпускают в новый мир. Формально его уже выпустили, но не до конца, на привязи так сказать. Наконец опасности все дела нового мира, пора вкусить драму, да. Мда, на вкус пресно, но почему? Потому что персонаж уже ко всему готов. Абсолютно ко всему. Нет такого конфликта, кроме финального с котором протагонист не справился с легкостью приправив удачным стечением обстоятельств. Нет таких обстоятельств, что разбили персонажа вдребезги. Он в инкубаторе уже разбился и собрался. Не до конца, но справится. Он вышел уже сильным. Любая трагическая моральная дилемма решается быстро и на ура, кроме тех, что не были законсервированы с инкубатора. Запил на «великий финал»
Рапунцель отправляется в путешествие, чтобы выяснить происхождение камней, что приносят вред ее королевству. По пути она выясняет свое происхождение, помогает нуждающимся, заводит друзей и врагов и т.д. Ее движение происходит постепенно, как и становление героя, ведь любовная драма была законсервирована с инкубатора. Мы получаем дозу переживаний героя. В инкубаторе принцесса научилась постоять за себя, но как решать конфликты с друзьями - нет. Он вынуждал ее избегать конфликтов и замораживать их. А мир оказался куда грубей ожидаемого. По ходу сюжета он становится все злей и страсти накаляются, пока не остывают с кратковременной экспозицией.
Стар также попадает в враждебный мир. В ее родном мире серьезные проблемы, и он стал к ней агрессивен. Разобраться с проблемами ей помогают ее друзья. При этом ярко выраженных конфликтов, кроме конфликтов самой истории (там, где она плотно пересекается с сюжетом. История – не сюжет). Эти конфликты решаются с долей экспрессии, но морально безучастны со стороны принцессы. Она воспринимает все происходящие лишь как новый этап в ее обучении магии. Она их не обдумывает. Эту роль за нее должен выполнять ее друг. Инкубатор заставляет следующий сезон заполнить экспозицией, по сути той экспозицией, которая должна быть изначально. Все что было сказано о Стар в начале, по сути длинный пролог. При этом большинство проблем принцесса даже прочувствует. Как поход за хлебом в магазин (надо бы сходить кстати). Появление хотя бы каких-то чувств, помимо повсеместного любопытства и наивности, дает небольшой глоток воздуха в душной маршрутке сюжета.
Инкубатор не отпускает. Он заставляет героя вернуться к нему всегда. Как возращение на базу, чтобы отчитаться или получить вознаграждение. При этом герой получает новый конфликт и задание уже будучи за пределами инкубатора, но он все равно возвращается. Возможно для перерыва, а чаще всего, протянуть время истории, потому что она не поспела за ходом сюжета. Нет конфликта среди персонажей, ведь все конфликты уже вроде как решились, а поскрести законсервированные и зловонные забыли или они еще не успели завонять. Только ставки уже там отсутствуют. Они бессмысленны. Все что можно было решить уже решили. Все полигоны подготовки пройдены, а экзамены сданы. Инкубатор может выдать какой-то конфликт, но он уже создан создавать простые задачи для героя, потому наблюдать за происходящим не так интересно. Сценаристы в упор не хотят реструктурировать подготовительную базу, обновить цех героя. Потому, тратить время на инкубатор будет пустой тратой времени для зрителя, пока сценаристы решают, когда все-таки начать новый более крупный конфликт, полагая, что возращение, это подводка к чему-то большему.
Так Рапунцель возвращается обратно в Корону. Ее встретили не по-королевски, однозначно, но проблема, которую скрывали за целым сезоном решилась за 1 серию.
Стар так вообще, перешагнув арку взросления остается в инкубаторе, чтобы улучшить его. Ломать то, что не сломано. Окажется основным конфликтом, что забавно. Первоначально героиня сражается со злом в любых его проявлениях и пытается обуздать свой нрав и магические искусства, разобраться в себе, выяснить, кто друг, а кто враг и кому принадлежит ее сердца, вырасти из детской наивности бунтарства. По итогу она остается такой же бунтаркой, бросив все свои силы на борьбу с консерватизмом своей семьи, государства и всех других миров. А чего уж?
Вообще, инкубатор искажает и извращает финал. Мало того, что он готовит персонажа к предстоящим сложностям, которые он потом решит с непринужденной легкостью, так и запутывает самих сценаристов, а у зрителя вызывает отвращение к герою за затянутость и кривую подачу экспозиции.
Запутывание сценаристов начинается еще на этапе отбора. Достаточно часто они прописывают герою несвойственные действия для ситуации не соответствующих с его характером. Узел инкубатора затягивается сильнее. Создатели сами привязываются к персонажу и не кидают его в тяжелые дилеммы. К концу финал становится пустым, глупым и пресным. Тот накал, что они задают не соответствует финальному конфликту, который разрешается как рядовой конфликт инкубатора, только погром сильнее.
Так Рапунцель было достаточно поговорить со своей подругой, после того, как ее предали. Главный «злодей» оказался глупым и слабым, а его мотивация была на уровне «я плохой, потому что плохой и волновать тебя не должно». Проигрывает буквально за пару секунд экспозиции с легкостью щелчков пальца, зато разговоров то было. Сюжет вообще говорит, что вся подводка к главному злодею, это все ерунда. Так, для того чтобы интересно было, потому что главное это было поговорить двум подругам. Если без «демонстрационно-сильного» антагониста, получилась бы мелодрама. В конце чувствуешь себя обманутым.
У принцессы Стар вообще мотивация воробья. Биться об стекло, в надежде, что оно станет небом. А в конце мы видим борьбу старого режима с новым, причем старый всех устраивал, кроме самой принцессы. В силу бунтарства и женской эмансипации было решено его сломать и плевать на последствия. Прямо-таки первый куплет интернационала.
Инкубатор может заставить сюжет двигаться в другом русле, сбив создателей с толку. Его нельзя относить к агрессивному миру. Он как пролог. Он как обучение. Он точно такой же инструмент сценарного производства. Использовать его нужно с умом, как и любой другой инструмент. Инструмент довольно новый и требует осторожности к подходу.