Предлагаемая здесь схема не претендует на оригинальность, но отличается простотой и наличием функций ограничения максимального значения зарядного тока и узла автоматического отключения после полной зарядки аккумулятора
За основу была взята схема с сайта cxema.my1.ru, однако эта же схема публикуется и на других сайтах, поэтому установить её истинного автора довольно сложно. Но данная статья это не просто "повторение увиденного", так как содержит оригинальный текст и рисунки схем (за исключением необходимых "цитат"). Целью являлось желание найти простую в повторении, рабочую схему для самостоятельного повторения (возникла такая необходимость). Однако, это всё было лирическое отступление :-)). Далее – непосредственно схема и описание…
Недостаток этой схемы в том, что необходимый зарядный ток (равный 1/10 от ёмкости АКБ) зависит от входного напряжения и рекомендован подбираться количеством витков вторичной обмотки трансформатора. Для этого при намотке вторички трансформатора необходимо сделать несколько отводков для подбора оптимального варианта зарядного тока.
Это существенный недостаток, так как затрудняет использование какого-либо “готового” трансформатора, имеющегося в наличии.
В своё время на сайте Акумы.ру (Владимир Остапенко) публиковалась схема простейшего зарядного устройства, где этот вопрос решался довольно оригинальным способом:
Устройство состоит из понижающего трансформатора, мощного выпрямителя, собранного на диодах VD1-VD4 и набора конденсаторов разной емкости С1-С4. Каждый из конденсаторов может включаться в цепь питания трансформатора при помощи отдельного выключателя S1-S4. Емкости конденсаторов подобраны так, что каждый последующий обеспечивает выходной ток ЗУ вдвое больший, чем предыдущий. В зависимости от номинала и количества подключенных конденсаторов будет изменяться выходное напряжение, а значит, и зарядный ток. Комбинируя конденсаторы выключателями S2-S4, можно изменять зарядный ток от 1 до 15 А с шагом в 1 А.
Конденсаторы C1-C4 – неполярные, рассчитанные на рабочее напряжение не ниже 300 В. Подойдут, например - МБГЧ, МБГО, КБГ, МБМ, МБГП...
Подобный способ ограничения максимального выходного тока зарядного устройства было решено опробовать и применительно к данной схеме:
Детали
В качестве транзистора в схеме могут быть использованы, например, КТ805, КТ815, КТ817;
Реле = 12В, 400 Ом, (можно автомобильное);
Диодный мост - на ток, равный номинальному току трансформатора (например Д242, КД213, КД2997…), установленные на радиаторе;
Остальные диоды типа 1N4007, КД105, КД522 …;
При желании можно поставить на выходе вольтметр и амперметр.
Также, схема дополнена индикатором входного напряжения (HL1) и индикатором окончания процесса заряда (HL2)
Заряд автомобильного аккумулятора считается законченным, когда напряжение на его клеммах достигнет 14 вольт. Порог отключения (14 вольт) устанавливается подстроечным резистором Р1 (10 кОм) при подключенном полностью заряженном аккумуляторе.
При зарядке разряженного аккумулятора ток заряда будет падать, а напряжение на аккумуляторе возрастать. При достижении 14 вольт, транзистор VТ1 включит реле, цепь заряда будет разорвана и аккумулятор отключится. При снижении напряжения примерно до 11,4 вольт, зарядка снова возобновляется (это значение напряжения обеспечивают диоды VD2, VD3 в эмиттере транзистора)
Следует сказать, что представленная здесь схема показана, как один из возможных вариантов ограничения максимального зарядного тока зарядного устройства, возможны, конечно и другие. В ближайшее время автор (я) собирается попробовать собрать её “в живую”, чтобы на практике опробовать этот вариант. О результатах “эксперимента” обязательно будет рассказано в одной из следующих статей. Также, автор будет благодарен за любые отзывы и замечания по данному поводу…