2021, #musicdistribution
Оценка: 7,5 из 10.
На фоне других отечественных хип-хопальбомов с названиями вроде «18+ для твоей дамы», «Короли», «Грусть нашей панельки», «Топ дог» и типа того релиз Мэйти, естественно, выделяется. «Дневник сельского священника», да ещё и не первый, да ещё с подзаголовком «Письмо монаха к другу из столицы» - это высказывание явно посильнее, чем радость рэпера по поводу миллионного контракта. Сложносочинённое название к тому же отпугивает от альбома Мэйти случайных слушателей. Их, может, и разберёт любопытство при встрече с таким заголовком, но как можно слушать второй «Дневник сельского священника», если они пропустили первый, вышедший в далёком 2016 году?
На самом деле диски Мэйти, конечно, не следует включать тем, кто ждёт от рэпа только описания примитивных инстинктов. Мэйти, если уж на то пошло, вообще не рэпер, а в первую очередь поэт с очень интересным мышлением и подходом к стихосложению. Во вторую очередь он музыкант - и тоже с крайне оригинальным взглядом на предмет. Читка (местами вполне виртуозное) - лишь один из инструментов, но в своих произведениях Михаил Тютькин (псевдоним - производное от инициалов) может использовать запоминающиеся сэмплы, красивые мелодии, пение, женский бэк-вокал и так далее: никаких ограничений у него нет. У слушателя, отвыкшего от такой широты взглядов, голова может пойти кругом, но не стоит этого бояться. Для знакомства с альбомом также не обязательно слушать первую часть «Дневника…» и прочие концептуальные диски и аудиосборники стихов Мэйти. Возможно, в «Письмах монаха к другу из столицы» вам будет не хватать понимания контекста, но пусть осознание того, что вы видите только часть слона, вас не беспокоит. Остальные части можно дофантазировать самостоятельно - особенно если никакого слона изначально и не было. Дело в том, что песни с неочевидными названиями вроде «Танцующий мальчик Афганистана», «Сострадательный цирюльник», «Парсултанг», «Распутин», «Немой плакальщик», «Красное вино из Алжира», «Яуф» производят впечатление и по отдельности, а не только как фрагменты какого-то сюжетного мюзикла. В каждой из них можно услышать оригинальные поэтические приёмы Мэйти, а его умение варьировать пулемётную читку (см. «Яуф») с красивыми мелодическими находками и вообще сочетать малосочетаемое производит гораздо большее впечатление, чем нездешняя тематика произведений. Рэперский сексизм и абьюз Михаил переосмысляет сквозь призму личности Распутина, в «Парсултанге» и других треках он демонстрирует взволнованный олдскульный речитатив, кое-где весьма органично использует «русский устный» - словом, альбом таит массу сюрпризов для тех, кто слушает музыку не только для развлечения.
Алексей Мажаев, InterMedia