Трудно назвать какой-либо город идеальным, да и понятие «идеальный» для каждого своё. А вот российские города как будто соревнуются за противоположный статус, показывая, где больше грязи, заброшенных или уничтоженных общественных пространств, машин, припаркованных во дворах, где хуже инфрастуктура и транспорт, меньше исторических зданий и зелёных зон. Почему нам не нужны заборы, что такое визуальный мусор и как должен выглядеть город для пешеходов? Разбираемся в этой статье.
А тех, кто дочитает до конца, ждёт любопытный бонус :)
Хоп, мусорок!
Грязь и помойка — настоящая катастрофа российских городов. Местные активисты и волонтёры перепробовали разные способы борьбы с этим явлением. Можно ссылаться на национальный грех или менталитет, а можно — на местных властей: у них действительно есть возможность уберечь города и поселения от этого грандиозного мусорного вмешательства. Сделать табличку-предупреждение о штрафе за мусор — одно дело, оштрафовать — другое.
Из грязи в грязи
Города не просто превращаются в одну большую свалку — они утопают ещё и в самой грязи. Немудрено, что человека из России удивляет, как американцы ходят по улице и дома в одной и той же обуви, никогда не пачкая пол. В нашей реальности и правда невозможно это представить, особенно глядя на чёрную массу под ногами с ноября по март.
Причина такого — сразу в нескольких факторах:
- открытый грунт: в городе не должно быть просто земли — на место чернозёма нужно класть асфальт или гальку, делать аккуратный газон или покрывать опавшей листвой;
- бестолковое благоустройство: люди не будут обходить клумбу посередине аллеи — рано или поздно они начнут ходить по ней, поскольку расположена она совершенно неудобно; дорожки от остановки до тротуара тоже нефункциональны — пешеходы всегда будут искать короткий путь и протаптывать тропинки, а низкие заборы никогда никого не останавливали, зато отлично портили вид города;
- бордюры: они надолго задерживают влагу на асфальте — из-за этого образуются лужи (в правильной логике асфальт должен не «укрываться» бордюрами, а находиться выше земли — так остатки воды будут стекать в газон, а с него — в дренажную систему).
Забор — не решение, а проблема
Аргумент в пользу безопасности не работает: если в забор врежется машина, он не сможет её сдержать, а куски ограждений отлетят к пешеходам и другим автомобилям. Водители же, проезжая рядом с забором, тоже ошибочно уверены, что никому не навредят — и повышают скорость.
Ставить забор вдоль газона и других зелёных зон, попытаться заставить пешехода пройти там, где ему неудобно, — также не имеет смысла. Горожане сами выстраивают наиболее практичный и короткий маршрут, и небольшой забор им не помешает. Да и по газонам ходить можно: для этого их просто нужно правильно и хорошо подготовить.
Дай дорогу дураку пешеходу
В крупном российском городе приблизительно 1000 улиц, и большинство из них совершенно не предназначены для прогулок. Пространство оккупируют не только шоссе и эстакады: автострады украли у пешеходов и набережные, а во многих «спальных» районах даже нет тротуаров.
Первые шаги к созданию города для людей — сужение автомобильных полос, расширение тротуаров, формирование велосипедных зон, замена шоссе трамвайными путями там, где это возможно.
Пару примеров того, как избавились от проезжих частей в Москве:
А здесь — примеры других стран, отказавшихся от автомобильного движения в центре города.
Эстетический коллапс
Некоторые элементы российских городов давно стали мемом. Наследники 90-х и ранних 2000-х, всевозможные плакаты, афиши и вывески пестрят друг на друге на каждом шагу. Многие жители, привыкшие к этому с детства, не видят катастрофы (и, к сожалению, не знают, что бывает по-другому). Выцветшие и грязные баннеры, никому не нужная реклама, устаревшие вывески и объявления, яркие и нисколько не информативные рекламные щиты — всё это давит на горожан, пугает их сознание ненужной и громкой информацией и портит облик города.
Существует особое правило, которому иногда всё ещё удивляются в России, — дизайн-код города: это принцип того, как должна выглядеть реклама и другая визуальная информация в пространстве. Посмотрите, как влияет дизайн-код на городские элементы:
Спасибо, что дочитали до конца! Как и обещала — бонус: посмотрите на этот замечательный фотопроект «Как любой европейский город сделать российским».
Понравилась статья? Тогда ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы ничего не пропустить!
Читайте также:
Воздушная тюрьма или архитектура будущего: как выглядела бы Москва с небоскрёбами Эль Лисицкого
Как нарисовать картину во время бега
#россия #урбанистика #города #путешествия