Найти в Дзене

Что не так с российскими городами

Оглавление

Трудно назвать какой-либо город идеальным, да и понятие «идеальный» для каждого своё. А вот российские города как будто соревнуются за противоположный статус, показывая, где больше грязи, заброшенных или уничтоженных общественных пространств, машин, припаркованных во дворах, где хуже инфрастуктура и транспорт, меньше исторических зданий и зелёных зон. Почему нам не нужны заборы, что такое визуальный мусор и как должен выглядеть город для пешеходов? Разбираемся в этой статье.

А тех, кто дочитает до конца, ждёт любопытный бонус :)

Хоп, мусорок!

Грязь и помойка — настоящая катастрофа российских городов. Местные активисты и волонтёры перепробовали разные способы борьбы с этим явлением. Можно ссылаться на национальный грех или менталитет, а можно — на местных властей: у них действительно есть возможность уберечь города и поселения от этого грандиозного мусорного вмешательства. Сделать табличку-предупреждение о штрафе за мусор — одно дело, оштрафовать — другое.

Из грязи в грязи

Города не просто превращаются в одну большую свалку — они утопают ещё и в самой грязи. Немудрено, что человека из России удивляет, как американцы ходят по улице и дома в одной и той же обуви, никогда не пачкая пол. В нашей реальности и правда невозможно это представить, особенно глядя на чёрную массу под ногами с ноября по март.

Причина такого — сразу в нескольких факторах:

  • открытый грунт: в городе не должно быть просто земли — на место чернозёма нужно класть асфальт или гальку, делать аккуратный газон или покрывать опавшей листвой;
  • бестолковое благоустройство: люди не будут обходить клумбу посередине аллеи — рано или поздно они начнут ходить по ней, поскольку расположена она совершенно неудобно; дорожки от остановки до тротуара тоже нефункциональны — пешеходы всегда будут искать короткий путь и протаптывать тропинки, а низкие заборы никогда никого не останавливали, зато отлично портили вид города;
  • бордюры: они надолго задерживают влагу на асфальте — из-за этого образуются лужи (в правильной логике асфальт должен не «укрываться» бордюрами, а находиться выше земли — так остатки воды будут стекать в газон, а с него — в дренажную систему).

Забор — не решение, а проблема

Аргумент в пользу безопасности не работает: если в забор врежется машина, он не сможет её сдержать, а куски ограждений отлетят к пешеходам и другим автомобилям. Водители же, проезжая рядом с забором, тоже ошибочно уверены, что никому не навредят — и повышают скорость.

Ставить забор вдоль газона и других зелёных зон, попытаться заставить пешехода пройти там, где ему неудобно, — также не имеет смысла. Горожане сами выстраивают наиболее практичный и короткий маршрут, и небольшой забор им не помешает. Да и по газонам ходить можно: для этого их просто нужно правильно и хорошо подготовить.

Дай дорогу дураку пешеходу

В крупном российском городе приблизительно 1000 улиц, и большинство из них совершенно не предназначены для прогулок. Пространство оккупируют не только шоссе и эстакады: автострады украли у пешеходов и набережные, а во многих «спальных» районах даже нет тротуаров.

Первые шаги к созданию города для людей — сужение автомобильных полос, расширение тротуаров, формирование велосипедных зон, замена шоссе трамвайными путями там, где это возможно.

Пару примеров того, как избавились от проезжих частей в Москве:

А здесь — примеры других стран, отказавшихся от автомобильного движения в центре города.

Эстетический коллапс

Некоторые элементы российских городов давно стали мемом. Наследники 90-х и ранних 2000-х, всевозможные плакаты, афиши и вывески пестрят друг на друге на каждом шагу. Многие жители, привыкшие к этому с детства, не видят катастрофы (и, к сожалению, не знают, что бывает по-другому). Выцветшие и грязные баннеры, никому не нужная реклама, устаревшие вывески и объявления, яркие и нисколько не информативные рекламные щиты — всё это давит на горожан, пугает их сознание ненужной и громкой информацией и портит облик города.

Существует особое правило, которому иногда всё ещё удивляются в России, — дизайн-код города: это принцип того, как должна выглядеть реклама и другая визуальная информация в пространстве. Посмотрите, как влияет дизайн-код на городские элементы:

Спасибо, что дочитали до конца! Как и обещала — бонус: посмотрите на этот замечательный фотопроект «Как любой европейский город сделать российским».

Понравилась статья? Тогда ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы ничего не пропустить!

Читайте также:

Воздушная тюрьма или архитектура будущего: как выглядела бы Москва с небоскрёбами Эль Лисицкого

Как нарисовать картину во время бега

#россия #урбанистика #города #путешествия