От своих бабушки и дедушки я слышал, что народ в этот день плакал. Как будто хоронили его повторно. Советская, как и нынешняя российская, пропаганда умела вбивать в сознание людей взгляды не совместимые с гуманизмом и общечеловеческими ценностями. Умершего Сталина по всем традициям и канонам надо было похоронить еще 8 лет назад. Но вместо облегчения от того, что тело наконец предали земле, многие испытали обиду и разочарование. Как будто вождя предали или того хуже - надругались над ним. А сам акт в народной трактовке звучал оскорбительно и для покойного и для его почитателей: выбросили из мавзолея.
30 октября 1961 года в Москве заканчивал работу 22 съезд КПСС. Последним вопросом повестки дня было предложение о перезахоронении Сталина рядом с Мавзолеем. Первый секретарь ЦК партии Хрущев очевидно таким и видел апофеоз борьбы с тиранией - нет тела, нет культа. Но прежде чем это случилось, была проведена настоящая спецоперация, детали которой в описаниях очевидцев иногда разнятся.
Сама необходимость перезахоронения, как обычно, обосновывалась просьбами трудящихся. Конкретных имен не было, лишь рабочие коллективы Кировского и Невского машиностроительных заводов Ленинграда и Московского завода имени Владимира Ильича.
Интересно, что столичное предприятие, известное в досоветский период как завод имени Михельсона, уже при большевиках прославилось как место покушения на вождя революции. Именно там в Ленина стреляла Фанни Каплан и нанесла в результате смертельное ранение.
Персонально идею поддержали с трибуны съезда руководители партийных организаций Москвы и Ленинграда. Говорят, с похожей речью должен был выступить и первый секретарь компартии Грузии Мжаванадзе. Но он уклонился от почетной миссии, уступив её главе республиканского правительства.
Не секрет, что многие были не в восторге от планов Хрущева покончить со Сталиным раз и навсегда. Но был ли в этом какой-то праведный гнев и обида "за отца народов"? По крайней мере, на уровне партийного начальства - вряд ли. Эти люди больше переживали за то, что их мир похоронят вместе с культом личности. А уж до низа, до народных масс, доходила легенда про гордую и честную сталинскую гвардию, оскорбленную кощунством в отношении любимого хозяина. От того они, мои дедушка и бабушка вместе со всей деревней и плакали.
В такой ситуации решимость и спешка Хрущева кажутся вполне оправданными. Уже в перерыве заседания он собирает в комнате президиума начальника 9-го управления КГБ Николая Захарова и коменданта кремля Андрея Веденина. Собравшиеся узнают от него о предстоящем решении съезда и о том, что дальнейшие инструкции будут переданы через председателя Комитета партийного контроля Николая Шверника. Утром сообщение о перезахоронении Сталина появилось в газетах. Но никто ничего не сказал о дате спецоперации.
Впрочем, специальная команда уже знала про порядок и время действия. Около 10 часов вечера Красная площадь была закрыта для посетителей. Перед боковыми трибунами Мавзолея установили фанерные щиты, которые закрывали происходящее у кремлевской стены.
В помещении Мавзолея восемь офицеров кремлевского полка сначала переложили Сталина из саркофага в гроб. Но прежде чем закрыть его крышку, с мундира мумии сняли литые из золота пуговицы, которые заменили латунными, золотую звезда Героя труда и погоны генералиссимуса. Лишь затем похоронная команда перенесла свою ношу к вырытой могиле.
Кто-то из участников событий дополняет нехитрый ритуал живописными деталями, типа разрыдавшихся Шверника и представителя Грузии премьера Джавахишвили. Кто-то идёт еще дальше. Якобы комендант кремля Веденин решил устроить в одном из помещений поминальный стол, но его инициативу пресекли партийные товарищи. Как бы там ни было и что бы там кто не вспоминал, предмет культа наконец оказался в земле. Оставались лишь привести в порядок само здание.
Надпись над входом в Мавзолей на время завесили белой тканью. Сложного ремонта удалось избежать. В 1960 году только-только заменили старый фрагмент монолита. На нем еще с 1953 года оставался замазанный черной краской "Ленин" и написанные поверх неё "Ленин Сталин". После очистки можно было опять пользоваться.
Новой вывеске, где имена вождей были выложены из кварцита, как видно, не суждена была долгая жизнь. Она хранилась какое-то время на комбинате по переработке камня в Долгопрудном, где в середине 90-х годов её увидел фотограф. Этим всё и закончилось. Как говорится, слава Богу. Теперь бы только второю мумию пристроить по назначению.