Найти тему

Что Кант дает апологетике и чем персоналисты близки Православию: интервью с преподавателем ИДО

Каким был путь от службы в военно-морском флоте до священнического сана, чем философия Канта может помочь апологетике христианства, что общего у французских персоналистов с православным богословием и какие вопросы догматики больше всего озадачивают студентов? Рассказывает преподаватель догматического богословия на программе «Теология» иерей Дионисий Михалёв.

Отец Дионисий, в вашем прошлом военно-морской институт и военная служба, а теперь вы – священнослужитель, аспирант Балтийского федерального университета, преподаватель догматики... Как сложилась эта история: в какой момент вы пришли в Церковь и стали изучать богословие?

Я родился в Калининграде, а в нашем городе традиционно много семей потомственных военных – и мои отец, дед и прадед были офицерами. И я тоже пошёл по их стопам: с детства мечтал стать офицером, выбрал военно-морской флот, потому что Калининград – это ведь еще и столица Балтийского флота. Да и романтика моря меня, конечно же, тоже привлекала.

И мой сознательный путь к вере совпал с началом военного служения. Так как я родился в традиционной советской неверующей семье, то с детства с христианством знаком не был. Но уже в десятом-одиннадцатом классе у меня начались духовные поиски, и я начал проявлять интерес к различным христианским конфессиям, хотелось найти истинную церковь, где я бы почувствовал, что встретился с Христом. Благо, что Калининград начала 2000-х давал прекрасную возможность это сделать. Так, я побывал у баптистов, и меня там встретили с любовью и неподдельным интересом. Подарили мне несколько брошюр, предложили приходить на их собрания еще. Побывал я и у лютеран, там тоже был своего рода интересный опыт – определенной стройности, порядка, красивой игры органа, сопровождавшей общую молитву. И благодаря своему хоть, может быть, и поверхностному, но все-таки неординарному опыту я с достаточным уважением отношусь к протестантским конфессиям: у меня были знакомые, которые делились со мной протестантской литературой, познакомили меня с Библией.

Но однажды я в своих поисках пришел на службу в наш православный кафедральный собор Христа Спасителя – тогда еще он был маленький, деревянный, мало людей вмещал. Помню, была обычная калининградская дождливая погода, я стоял, стесненный со всех сторон, и меня все толкали. Но, хотя, конечно, это субъективный опыт, там я действительно почувствовал, что встретился с Христом. Сложно передать это ощущение. Потом, еще будучи некрещенным, я начал потихоньку ходить в храм, читать что-то из православной литературы, знакомиться с верующими людьми.

-2

В то время я как раз готовился к поступлению в Балтийский военно-морской институт и принял крещение за день до выпуска из школы, так что путь зрелости для меня начался с христианства. Становление же мое как христианина шло во время учебы в институте, с сопутствующими трудностями – ведь это была одновременно и учеба, и служба. Параллельно я пытался что-то систематически читать о Православии, составил для себя план духовного самообразования. При этом уже с курсантских времен у меня появилось желание когда-то стать священником. Я с этой мыслью учился и дальше служил.

А мое первое знакомство с Православным Свято-Тихоновским университетом произошло так: в 2005 году я участвовал в параде на 60-летие Победы, мы ездили в Москву и в день памяти великомученика Георгия Победоносца попали на Поклонную гору, когда там в храме служил Патриарх Алексий II. Нам после службы сделали небольшие подарки. И в моем подарочном пакете от Патриарха был и первый номер журнала «Вестник военного и морского духовенства» - это дореволюционное издание тогда только начали возрождать. Там я и прочитал о факультете дополнительного образования ПСТГУ, где было отделение духовного образования военнослужащих, и очень вдохновился идеей, что можно вот так одновременно служить и учиться.

Позже мне попался журнал «Нескучный сад» с большой статьей об Институте дистанционного образования ПСТГУ, где один офицер, служивший в Чечне, делился своим опытом учебы на программе профпереподготовки «Теология». Я тогда уже знал, что поеду служить на Крайний Север – на Чукотку, и, признаться, немного грустил, потому что понимал, что получить духовное образование, даже в заочном формате теперь будет весьма затруднительно. Как я уже говорил, с курсантских лет у меня была немного иррациональная идея, что я должен когда-то стать священником. А у нас в Калининграде традиционно сложилось на тот момент, что все священнослужители в плане получения духовного образования проходят либо через Смоленскую, либо через Московскую семинарию. Моего друга, с которым мы вместе учились в институте и уже тогда потихоньку пономарили в храме, благословили учиться заочно в Москве. И он, получив по выпуску распределение на Черноморский флот, поступил заодно и в семинарию. Я, в свою очередь, тоже думал, что нужно искать, где учиться, и вдохновился идеей, что можно духовное образование получить через интернет. Так в 2008 году я поступил на «Теологию». Служил на Чукотке и все свое свободное время тратил на учебу.

Сложно было совмещать военную службу с учебой?

- Сложно, скорее, с технической точки зрения: интернет там был просто ужасно медленный, связь постоянно пропадала. Еще сложно было посещать все семинары из-за большой разницы во времени. Но это была какая-то такая легендарная эпоха в моей биографии, время очень интенсивного образования, которое я с большим теплом сейчас вспоминаю. Да и вообще, учеба в ПСТГУ мне тогда сильно помогала и психологически. Когда девять месяцев вокруг тебе зима, погружение в духовное образование как нельзя лучше помогает справиться с однообразием и суровостью жизни и службы на Севере.

Кстати, интересно еще и то, что на последнем курсе я познакомился со студентом, который, как и я, был офицером: он увидел в моем профиле, что я служу в Анадыре, а его как раз переводили в Анадырь. И мы до сих пор дружим. Он сейчас, кстати, учится дистанционно в магистратуре ПСТГУ. Вообще, несмотря на дистанционный формат, интерес к учебе вызвал у меня и моих однокурсников живой интерес друг к другу. Мы – выпускники ИДО ПСТГУ – общаемся до сих пор.

До 2015 года я служил на Чукотке, потом в Ставропольском крае. Отслужил два контракта и, благодаря тому, что при службе на севере выслуга больше, вышел на военную пенсию. Я вернулся на родину в Калининград, и в 2017 году меня рукоположили в диакона.  Через год мне предложили преподавать в ИДО один из самых любимых предметов – догматическое богословие. Любовь к этому предмету мне привил Иван Иванович Улитчев: мне очень понравилось, как он преподавал весь этот сложный богословский материал. Тогда уже появилось первое издание учебника «Догматическое богословие» о. Олега Давыденкова, и его работа мне тоже очень пришлась по душе за живую подачу материала, связь с историей Церкви, патрологией. А я ведь и раньше начинал читать старые учебники догматики, но те материалы, признаться, выглядели суховато и безжизненно. Так что хороший учебник догматики был вторым фактором, повлиявшим на мою любовь к преподаваемому мною сейчас предмету.

Так как с 2016 года программы профпереподготовки приравняли к духовным училищам, для того чтобы стать священником, мне пришлось закончить еще и Смоленскую духовную семинарию. В этом смысле четыре года моего диаконства прошли немного курьезно: я уже преподавал богословие и при этом сам учился в семинарии. Но мне очень сильно помогали знания, полученные в ПСТГУ, поэтому по многим предметам в семинарии даже не приходилось готовиться к экзаменам – я практически все помнил. Изучать приходилось только предметы, относящиеся непосредственно к практической стороне пастырского служения. В общем, Чукотка и Свято-Тихоновский были университетами моей юности христианства, и, надо сказать, они стали хорошим духовным фундаментом, помогающем мне и сейчас решать многие сложные жизненные, учебные и научные задачи.

Но и после окончания семинарии учебный процесс не остановился?

- У меня всегда была тяга служить Богу и преподавать, а еще был интерес к научному познанию, я хотел докопаться до глубины всего, что только начинал изучать. После завершения военной службы я подумал, что было бы неплохо получить светское гуманитарное образование, и выбор пал на магистратуру по философии в Балтийском федеральном университете.

Еще во время военной службы я прошел все существовавшие тогда в ПСТГУ дистанционные курсы – в том числе и курс философии. У меня не было опыта гуманитарного образования, я не всегда понимал материал, но сама система философской мысли, философского познания меня пленила, опять-таки благодаря преподавателю, Алексею Евгеньевичу Соловьеву. И курс русской религиозной философии, который вела Татьяна Николаевна Резвых, на меня тоже сильно, в положительном смысле, повлиял. Последним я закончил курс истории философии, во время прохождения которого познакомился с учебником Виктора Петровича Леги «История западной философии» и во многом благодаря ему  обратил внимание на учение персонализма – когда мы разбирали философию XX века, это направление философской мысли меня, что называется,  «зацепило». Потом я узнал, что и Иван Иванович Улитчев занимается русским персонализмом, В.Н.Лосским. Я начал читать что-то по этой теме, и так определилось направление для кандидатской диссертации – «Влияние учения И. Канта на философию французского персонализма XX века». В аспирантуру мне предложил пойти мой научный руководитель в БФУ – Вадим Александрович Чалый. Он тоже заинтересовался французским персонализмом, и поддержал мое желание писать работу по персонализму и Канту.

-3

Балтийский университет носит имя Иммануила Канта, да и Калининград с этим великим философом непосредственно связан, поэтому в нашей научной школе, вполне очевидно, заметна кантианская направленность. И если возвратиться к учебнику В.П.Леги, то глава, посвященная Канту, меня также тогда очень заинтересовала. Да и вообще, как калининградец я для себя решил, что не знать Канта хотя бы на минимальном уровне будет для меня не совсем правильно. В связи с этим могу вспомнить еще один знаковый случай - когда я заканчивал военную службу и уже готовился к увольнению, я набрел на книжный магазин в Ставрополе и купил «Критику чистого разума», подумав, что когда-нибудь обязательно ее прочитаю. И так получилось, что я попал в магистратуру на кантианскую программу, изучал Канта два года. Так все промыслительно совпало.

Еще вы работаете в лаборатории «Кантианская рациональность». Каково ваше место в этом проекте?

- В 2024 году наша страна и весь мир (по крайней мере, философское сообщество) будет отмечать трехсотлетие Иммануила Канта. Калининград должен стать местом встречи исследователей Канта и центром проведения посвященного философу международного форума. Под это глобальное мероприятие был создан президентский грант поддержки молодых ученых на базе Балтийского федерального университета. Кафедра философии – ядро этого проекта, но он также включает в себя преподавателей других российских вузов, и ученых со всего мира, объединенных любовью к Канту. Наш руководитель – Томас Штурм, профессор Автономного университета Барселоны (UAB). В 2019 году мне поступило неожиданное предложение поучаствовать в этом проекте, в том числе для стимуляции работы над диссертацией. Темы наших исследований включены в программу лаборатории. Моя тема посвящена изучению кантовского наследия, влияния кантовских идей на французский персонализм ХХ века.

Почему значение Канта для истории мировой мысли так велико?

- Как в советское время философию было принято делить на «до Маркса» и «после Маркса», так же ее делят и на «до и после Канта». Кант совершил коперниканский переворот в философии, перевернул представления о многих аспектах философского знания, как Коперник когда-то изменил отношение к господствовавшей на тот момент в Европе космологии Аристотеля. Несколько утрируя, можно сказать, что Кант перенес фокус познания с внешнего мира на человека. Сфокусировав внимание на человеке, как на основном познающем субъекте, он задает новое восприятие мира – мы можем изучать мир и рассуждать в категориях человеческого восприятия. Кант совершил антропологический поворот в философии.

Если в центре познания теперь находится человек – отсюда и интерес к понятию «личность», то есть рождение персонализма?

- Французский персоналист Жан Лакруа в своей работе об истоках персонализма упоминает Канта как одну из ключевых фигур. Заостренность на человеке, тесно связанная с человеком этика, политическая философия, которая вращается вокруг человека и пути совершенствования человеческого опыта, нравственности, – все это держится на Канте. Французские персоналисты признают, что Кант очень сильно повлиял на европейскую философию.

А чем важна философия Канта для современного христианства? И почему у христианских мыслителей очень разное отношение к этому философу?

- Кант ограничил область, доступную возможностям рационального познания: он говорил, что возможности познания не безграничны, есть предел – и этот предел отдается вере. С другой стороны, можно сказать, что метафизические притязания теологии на объяснение устройства мира тоже ограничены. Ее возможности касаются большей частью вопросов спасения человека.

-4

Такой подход помог религиозным философам дисциплинировать свою мыслительную работу. Отдать вере то, что принадлежит ей, а то, что касается рационального познания, науки, – отдать рациональному познанию. Кант говорил, что есть область непознаваемого, которая принадлежит царству целей, – собственно, и Бог относится к этому царству как высшая Личность, «цель целей». Некоторые кантоведы, конечно же, резонно заметят, что Бог для Канта – понятие абстрактное, некая регулятивная идея. Но, обратившись к его работам по этике, мы увидим: Бог является неким гарантом этических усилий человека. И это апологетический момент, который для христианина может быть полезным. В течение жизни все наши нравственные, моральные усилия должны быть направлены к царству целей и должен быть какой-то гарант того, что наши устремления не бессмысленны. Этим гарантом и является Бог.

При этом вера – это то, что непознаваемо, что остается за пределами рационального разума?

- Да, критический путь познания помог ответить на вопрос «Что я могу знать?» - один из основных вопросов философии Канта. Кант боролся, например, против метафизики Христиана Вольфа и других немецких философов, в системах которых Бог отвечал за все, не давая автономии человеку. Мне кажется, во многом правильно, что Кант пытался ограничить такие подходы. Это перекликается с точкой зрения восточного христианства, православного богословия, которое дает человеку большую свободу выбора, в отличие, например, от блаженного Агустина, который во многом ограничивает человека, дает примат Богу. Поэтому, я тут, конечно, делаю смелое предположение, но, возможно, Кант был ближе к Православию, потому что оставлял гораздо больше места для автономии человеческой морали, чем это было принято в западной христианской традиции. Поэтому человек мог сам, опираясь на мораль, на свободу выбора, обращаться к Богу – это не было предрешенным вопросом, как в кальвинизме или в радикальных формах протестантизма.

Кант говорил, что мораль автономная, не привнесенная, возможно, Богом, но к Нему обращенная через царство целей. Но при этом человек обладает автономной свободой воли, которая позволяет ему свободно двигаться в плане морального выбора, что его роднит именно с этим царством целей. Таким образом, относя человека не только к царству причин (вещей, животных), но и к царству целей как свободных личностей, Кант создает почву для интересных антропологических размышлений.

Вообще Кант интересен тем, что каждый находит в его философии что-то для себя, что-то применимое к своей области знаний, мировоззренческих установок. И в этом состоит величие Канта, его заслуга перед философией: он смог стать универсальным мыслителем, который настолько обогатил философское знание, что к нему может обращаться каждый.

Если вернуться к более общим вопросам, как для вас сочетаются философия и богословие?

- Я задавался эти вопросом, когда учился на курсе русской религиозной философии. Мы с Татьяной Николаевной Резвых размышляли на эту тему. С одной стороны, можно согласиться со средневековыми установками, что философия – служанка богословия, но все-таки я не считаю, что философия является служанкой, скорее это области взаимообогащающиеся.

Богословие – это истина, исходящая от Бога, истина с вектором сверху вниз, к человеку. А философия – попытка своими рациональными возможностями, которые дал человеку Бог, пойти навстречу Ему, приложив свои собственные усилия.

И мне кажется, есть точки соприкосновения в этом поиске, потому что векторы познания направлены друг к другу, один – снизу вверх, другой – сверху вниз. И в любом случае, они когда-то встретятся. Мераб Мамардашвили говорил, что так или иначе философ сталкивается с проблемой Бога, потому что любую философскую систему нужно как-то объяснить, согласовать и уравновесить. Бог – некое основание, хотя бы как абстрактная идея, которая является регулятивной для каких-то понятий и усилий человека. Т.е. философ, я уверен, с проблемой Бога неизбежно столкнется.

Конечно, философия XIX и XX века пыталась устранить Бога, но опять же, как это правильно понимать? И Ницше можно попытаться понять с точки зрения христианства, как философа, который освобождал христианство от чего-то наносного, что ему не свойственно изначально. Если вот так Ницше рассматривать, можно сказать, что и он сыграл положительную роль для богословия. В XX веке философия столкнулась с проблемой внутренней пустоты, какой-то внутренней неустойчивости, когда возник экзистенциализм, когда, как многим казалось, освобождение человека от устаревших традиций и взглядов произошло, а пустота в душе размером с Бога осталась. И тут опять, уже, наверное, от противного, но вновь встал вопрос о Боге. Кто-то из экзистенциалистов так и не решил его для себя и сказал: да, действительно, осталась пустота и осталась. А кто-то пошел по религиозному пути, как, например, французский философ-персоналист Габриэль Марсель, который обратился к Богу благодаря этому вопросу.

Поэтому философия и богословие – это не противостояние, а поиск диалога в интегральном ключе.

-5

А почему вас сильнее всего заинтересовал именно персонализм? Кто из философов этого направления вам наиболее интересен?

- Меня вообще интересует история ХХ века с ее катаклизмами, социальными сдвигами, которые коснулись не только России, но и Европы, и всего западного мира. Когда человек столкнулся с проблемой тоталитарных сообществ, которые подавляли личность, нивелировали ее (фашизм, нацизм и радикальный на тот момент коммунизм), в христианском обществе начал назревать вопрос: как заново обозначить ценность человеческой личности в глазах Бога и человека?

Персонализм говорит, что личность становится личностью, когда она стоит перед другой личностью. В первую очередь перед Личностью Бога. И только в этом диалоге (в персонализме много говорится о диалоге, диалогичности), в предстоянии перед Богом, в молитве, в жизни в Церкви, в Таинствах, человек в подлинном смысле слова становится личностью. Эта духовная составляющая персонализма как религиозного направления западной философии, в своей основе, конечно, в большей степени является католической традицией мысли. Интересно, что Иоанн Павел II был связан с персонализмом, когда учился и преподавал в Краковском университете.

Но у персонализма была и социальная составляющая. В Смоленской семинарии я писал выпускную работу по сравнительному богословию, по социальной концепции Римской католической церкви, которая опиралась на идеи французского персонализма. Философы свои идеи пытались излагать в манифестах, направленных на формирование христианской демократии, оздоровление авторитарных обществ. Это некоторая двуединая направленность христианского делания, которое, с одной стороны направлено на то, чтобы человек непосредственно возрастал в общении с Богом, и с другой стороны – на улучшение жизни общества, своих собратьев, что выражено в активной социальной деятельности. Мне очень понравилась эта идея синергии, двуединого христианского действия, которое, направлено как на мистическое общение с Богом, так и на улучшение социального климата.

Я в каком-то смысле нашел тут параллель и со средневековой философией. Персонализм же близок к неотомизму, французский философ Жак Маритен находится как раз на границе персонализма и неотомизма. А чем интересен Фома Аквинский? Принято критиковать схоластику за попытку объяснить все: если Кант ограничивал познание, то средневековые философы пытались создать цельную картину. Но это может быть не претензия на всеохватность, а желание примирить два града – град Божий и град земной. Если почитать работы современных богословов, видно, что происходит дополнение богословской и философской мысли: помимо созерцательного элемента в христианстве должен присутствовать ярко выраженный социальный элемент.

Но это не новая тема? Еще в XIX веке представители русского католицизма критиковали восточное христианство за отстранённую созерцательность, в то время как западное христианство со своей социальной деятельностью преобразовывало Европу…

- Да, такая критика имеет место быть. Но, если мы обратится к нашей монашеской традиции, например, соловецкой – она занималась тем же самым: помимо созерцательного, обращенности к Богу, монахи преображали «космос сотворенный». Тут много параллелей.

Французский персонализм является пограничным явлением – это во многом встреча христианского Запада и Востока. В своей религиозной составляющей персонализм тяготеет к Православию. Персоналисты считали, например, что православная триадология наиболее адекватно отражает систему взаимоотношений человека с Богом, что восточная традиция созерцательного богословия в этом плане лучше, чем западная. А вот у западной традиции персоналисты переняли социальный акцент. И мне в целом нтересен этот сплав созерцательности и деятельности, диалог между восточными и западными христианскими взглядами.

Получается, что во французском персонализме можно найти связи с русским богословием?

- Больше, конечно, с русской религиозной философией. Как ни странно, французские персоналисты заразились идеями персонализма через русских философов эмиграции – русский след проходит через Николая Бердяева. Когда Бердяев увлекался марксизмом, он пытался переосмыслить его в христианском ключе, и эта заинтересованность в человеке, в его свободе, в его социальном усилии тоже была воспринята персоналистами. Бердяев стоял у основания персонализма и журнала «Esprit», и сам писал статьи в этот журнал. Персонализм во многом является результатом соприкосновения западной философской и христианской мысли с массивом наших философских и религиозных глыб, которые оказались изгнанными в 20-е годы из Советского союза, и с парижским Свято-Сергиевским институтом, с философами той традиции.

Но французский персонализм как проект преобразования мира сохранился сейчас только в христианской среде, и в католической Церкви персоналистическая направленность в социальной сфере сохраняется – достаточно посмотреть последние папские энциклики. А вот его светская направленность практически исчезла. Западное общество ушло скорее в индивидуализм, полностью изъяв человека из проблемного поля его отношений с Богом и нивелировав христианскую окраску социального вопроса. Персонализм же как раз пытался бороться с двумя крайностями – с западным индивидуализмом и нивелирующим личность коллективизмом. Последние просмотренные мной политические работы персоналистов отчасти показывают некое изменение и развитие направления, но оно уже не такое, каким было в 50-60-е гг. при Эммануэле Мунье, Жане Лакруа, Жаке Маритене.

Вернемся к одному из ваших любимых предметов в нашем институте – догматическому богословию. Вы работаете в уже готовом курсе или добавляете к нему свои задания, вопросы, материалы?

- Курс был разработан Иваном Ивановичем Улитчевым и я не меняю задания принципиально, потому что в этом курсе все сбалансировано. Но у меня на форуме для обсуждений есть подборка статей современных православных богословов по конкретным темам: исихазму, патрологии, библеистике и другими междисциплинарными разделами, чтобы студенты имели возможность ознакомиться с современными богословскими работами.

Я пытаюсь показать, что догматы – это не застывшие формулы, которых просто нужно придерживаться, а выкристаллизованный опыт, которым можно и нужно воспользоваться, чтобы обогатить свою духовную жизнь.

Поэтому первое занятие посвящено обоснованию догматического богословия и ломке мифа, что догматика – это набор готовых истин. «Догма» уже нарицательное слово, пугающее многих, даже приступающих к обучению христиан. Иван Иванович Улитчев привил мне мысль, что важно каждому человеку с миссионерской точки зрения объяснить: догматика – это опыт богообщения и передачи богооткровенной истины. Поэтому среди моих материалов много отсылок к исихазму, я стараюсь показывать, как этот мистический опыт переживался, передавался святыми отцами.

В курсе много заданий, которые отсылают к размышлениям над практическими вопросами, хотя бы на уровне понимания богослужебных текстов. Как говорил архимандрит Киприан (Керн), если вдумчиво обратиться к богослужебным текстам, из них мы можем очень много почерпнуть в плане догматического учения Православной Церкви. Такая работа подстегивает к интеллектуальному и духовному поиску.

Я, напимер, люблю приводить такой пример на стыке богословия и библеистики: часто в богослужении Божия Матерь называется «ручка позлащенная». И многие, из раза в раз слыша этот литургический текст, зачастую ведь не понимают, что это за ручка такая? Но если мы обратимся к Евангелию от Иоанна, в нем Господь называет Себя: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» [Ин:10.9]. Господь – дверь, поэтому ручка – Божия Матерь, предваряющая рождение Христа, как бы открывающая нам путь к Нему.

А какие вопросы догматического богословия вызывают больше интереса и дискуссий?

- Одна из первых тем – мы разбираем вопрос, является ли теология наукой? Он даже в самой среде христиан возникает, как поиск баланса между рациональным и иррациональным. Одно из наших заданий – ответить «духовным харизматикам», зачем нужно изучать богословие. И здесь я вижу всю палитру мнений, стереотипов, существующих в церковной среде. Студенты говорят, что христианину не нужны рациональные усилия, в христианстве все иррационально. Тогда я спрашиваю – зачем вы учитесь? Люди задумываются: действительно, святые отцы систематизировали свой опыт, и он изложен в текстах, в книгах, его пытались как-то передать, вербализировать. И мы приходим к мысли, что одно из имен Второй Ипостаси Бога, Сына Божия – Логос (разум, слово). Это Разум в высшем смысле. Пусть и в исихастском «сверхсмысле», но в том-то и дело, что прохождение через что-то разумное должно обязательно происходить с любым христианином.

В фундаментальных вопросах, касающихся триадологии и христологии, тоже очень много интересного. У нас есть задание – объяснить разницу в понимании Пресвятой Троицы в учении Восточной и Западной Церкви. Многие не понимают, что не так в католическом учении о филиокве, какую особенность оно в себе несет: Святой Дух исходит от Отца и от Сына, что тут такого? Некоторые просто некритично воспринимают православное вероучение: раз написано, что Дух исходит только от Отца, а «и от Сына» - неправильно, значит, мы этого и будем придерживаться. А объяснить, почему неправильно, многие не могут. Чтобы стало понятнее, мы даем в задании прочитать текст митрополита Каллиста (Уэра) «Святая Троица - парадигма человеческой личности», который раскрывает нравственную сторону вопроса: разница ипостасных свойств, вот этот восточнохристианский акцент на ипостасности, как раз и ведет к яркому вычерчиванию особенностей в отношении между тремя Божественными Лицами.

Это, опять же, персоналистический вопрос. Французские персоналисты в учении о Троичности, как я и говорил, в большей степени обращаются к православной традиции, считают, что Православие лучше объясняет тайну Пресвятой Троицы. Наличие вставки о филиокве в католическом символе веры и вообще смещение в сторону единосущия, которое, в частности, делал Блаженный Августин, затемняет понимание Бога как Личности и понимание того, что с Ним можно общаться. Интересно ведь и то, что французские персоналисты писали об этом в 1930-50-е годы, еще до Второго Ватиканского собора, когда вопрос о диалоге с восточной традицией, о признании ценности ее триадологии, в католической Церкви не стоял так, как сейчас.

Для некоторых учащихся камнем преткновения становится изучение ересей и истории борьбы с ними. У нас есть задания по триадологическим ересям, которые касаются ложных учений о Троице. Многие задаются вопросом: зачем мы это изучаем? Объясняю, что многие вещи нужно разбирать от обратного – надо проследить генезис борьбы за понятность формулировок учения о Троице и любого другого христианского догмата.

Однажды моя студентка сделала вывод, что в христианстве – только споры о вероучении, борьба, и нет конкретных ответов. Ей стало страшно, это был некий экзистенциальный кризис. Поэтому, когда подступаешь к богословию, нужно иметь определенное мужество, заключающееся не только в готовности терпеливо учиться, но и в готовности столкнуться с чем-то таким, с чем ты даже в богатой церковной жизни не сталкивался и, может быть, не готов был столкнуться.

Это касается и церковной истории, и даже богослужения, и литургического предания. Например, оказывается, что по Уставу служба должна быть не совсем такой, как в приходской практике. И то значение, которое ты приписывал определенным богослужебным текстам и частям богослужения, совсем не такое, какое успело сформироваться у тебя в сознании. В догматике же такие открытия происходят сплошь и рядом. Люди приходят со своими представлениями, и когда ты начинаешь рассказывать, что вот таким был генезис формирования нашего учения, было обращение к античной философии, святые отцы не гнушались обращаться к терминам, системам языческих философов, некоторых это сильно удивляет и даже шокирует.

Ну а самые животрепещущие вопросы, касающиеся жизни христианина, – это, традиционно, вопросы эсхатологии, последних времен. Это последняя, двенадцатая тема курса, и она вызывает много вопросов. Один из болевых вопросов, относящихся к эсхатологии, – апокатастасис, учение о всеобщем спасении. К сожалению, благодаря некоторым модным современным богословам, многие люди некритично к нему относятся, не понимая, что апокатастасис как частное богословское мнение, которое, например, святой Максим Исповедник предлагал, было не таким, как его сейчас воспринимают. И как раз в неправильной, искаженной форме это учение было осуждено V Вселенским собором в 553 году.

Но в русской религиозной философии тяга к этому учению тоже была. Видимо, оно прошло через всю историю христианства.

- Да, эта тяга сохраняется, она до сих пор жива в русском религиозно-философском сознании. Тут и к философии всеединства В.С.Соловьева можно обратиться, где он пытался все и всех примирить. Идея объединить весь космос вокруг Бога, конечно, интересная, но теряется свобода воли человеческой и всех сотворенных разумных существ – и ангелов, и падших духов. Да, любовь Божия, если обратимся к опыту преподобного Силуана Афонского, простирается на всех, включая дьявола, от которого Он ждет покаяния. Но суть-то в том, что нужна ли она дьяволу и падшим бесам, которые ее не хотят принять? А апокатастасис пытается всех провести в Царство небесное помимо их на то желания и готовности. Я и мои коллеги-преподаватели часто обращаемся к нетривиальному примеру – К.С.Льюис в книге «Расторжение брака» очень ярко и доступным языком пытается объяснить, что если человек отпал от Бога добровольно и не желает с Ним жить, то человека нельзя взять и вот так вдруг заставить полюбить Его против воли. Эта книга очень хорошо разбивает идею апокатастасиса: да, Бог хочет всех спасти, привести к Себе, но хотят ли этого разумные существа, которые от Бога добровольно отвернулись?

Эту книгу Льюиса тоже критикуют, пытаясь показать, что к его героям можно было бы другой подход найти, и они бы захотели остаться в Раю. Наверное, понятно, из каких человеческих побуждений возникает идея апокатастасиса, почему хочется верить в картину мира, где когда-нибудь никто не будет страдать.

- Да, тогда, конечно, много сложных проблем богословия можно было бы снять – и вопрос теодицеи, вопрос о том, почему, если Бог всемогущ, в мире возможно зло, и вопрос о том, как милосердие Божие примирить с возможностью вечных мук. Эти вопросы постоянно возникают, людям хочется их снять.

У вас богатый опыт учебы в разных учебных заведениях и форматах. Как вам кажется, в чем минусы и плюсы дистанционного обучения?

- Дистанционный формат обучения в том виде, в каком он существует в ИДО ПСТГУ, во многом способен, и не побоюсь сказать – должен стать заменой заочному обучению в нынешнем его, во многом, непродуктивном виде. И я по собственному опыту могу сказать: когда человек входит в нашу систему дистанционного обучения, имеет место ощущение «присутствия», эффект очного образования, причем хорошего уровня.

И по степени своего образовательного воздействия, и по качеству это обучение примерно одинаковое с очной формой.

Да, в таком формате обучения нет в полной мере живого общения, которое возникает между преподавателем и студентом, которое может быть направлено на передачу эмоционального опыта, эмпатии. Но, однозначно, дистанционный формат лучше, чем любая заочная форма из ныне существующих. Могу сказать без лишней скромности – об этом свидетельствуют и плоды моего обучения: все, чему я обучался, хранится в памяти в систематической форме. И это именно, скорее даже не моя заслуга, а нашего Университета с его учебной методикой, и, в первую очередь, конечно, его преподавателей. Да, безусловно, мне приходится обновлять полученные ранее материалы, но в целом, что называется, картина теологических знаний, ее базис, у меня сложился. А задача высшего образования, как мне кажется, именно и состоит в том, чтобы дать как раз такую устойчивую, но в то же время, способную к наращиванию новых знаний, систему, и Свято-Тихоновский университет справляется с этой задачей полностью.

Наше обучение построено на том, чтобы ты не просто заучил что-то, но именно понимал и мог интерпретировать то, что ты познал. Но порой так получается, что студенты не готовы к заданиям на интерпретацию знаний. Одно дело, когда надо передать материал своими словами, а другое дело, когда его нужно интерпретировать, осмыслить. Не просто воспроизводить знания, а пропускать их через себя, рефлектировать – это бывает трудно даже людям, получившим не одно высшее образование. Но такие задания, требования и повышают качество обучения, дают тот эффект, когда пройденное запоминается надолго и становится в подлинном смысле живым знанием.

_______________________________

Читайте также: