Найти в Дзене
Максим Бутин

5408. ЕГИПТЯНЕ, ИХ БОГИ, ФИЛОСОФЫ И СКАРАБЕИ…

1. О зверинце для философов.

«Стоик Херемон, повествуя об [обычаях] египетских жрецов, коих, по его словам, египтяне почитали за философов, рассказывает о том, что они избирали местом для размышления святилища, поскольку пребывание в них сродни всецелому устремлению к созерцанию. Ибо [это] гарантировало им безопасность в силу [того, что это места] богопочитания (а все считали философов как бы за неких священных животных) и [обеспечивало] покой, так как смешение [народа] бывает только по крупным празднествам, а в прочее время святилища почти что недоступны для прочих [людей] — ибо входить подобает тем, кто хранит ритуальную чистоту и от многого воздерживается. Таково установление, общее для [всех] египетских святилищ».

Порфирий. О воздержании. IV, 6 — 9.

2. О божественности зверей.

«К скарабею невежда питает отвращение, не зная, что тот относится к божественным [животным]; египтяне же почитали его как живой образ солнца. Скарабей бывает только самцом, и, отложив семя в навоз и скатав его в шар, толкает задними ногами, как солнце [вращает] небо, и выжидает [до появления потомства] лунный цикл.

Точно таким же образом [египтяне] философствуют и о баране, и о крокодиле, и о коршуне, и об ибисе, да и вообще о каждом животном, поскольку от [большой] мудрости и богомудрия пришли к почитанию животных. [Человек невежественный не догадался бы, что они, казалось бы, совсем невежественные, вовсе не заблуждаются, [противореча] общему и ничего не знающему мнению, но, превзойдя обычное неведение большинства, удостоили богопочитания то, что у большинства ни во что не ценится]. Вот по какой причине им было свойственно обожествление животных».

Порфирий. О воздержании. IV, 6 — 9.

Перевод с греческого А. Г. Алексаняна по изданию: De abstinentia, ed. A. Nauck, Porphyrii philosophi Platonici opuscula selecta, 2nd edn. Leipzig: Teubner, 1886 (repr. Hildesheim: Olms, 1963): 85–269. (= TLG 2034 003).

3. Меня радует Порфирий Тирский, философ-неоплатоник. Не может не радовать и Солнце в виде шарика навоза. И Птолемей в виде Скарабея. Всё это «от большой мудрости и богомудрия». Не иначе.

Слава Порфирию! Слава Скарабею! Слава Солнцу! Слава Навозу!

И вот, ритуально отлаяв, должен заметить: не всёх платоников следует принимать буквально. Иных cum grano salis. Иначе от Навоза может и замутить.

2021.10.29.